Абнауаю или «лесной человек» − так абхазы называют огромное злое чудовище, отличающееся необычайной физической силой и свирепостью. Тело его было покрыто длинной, похожей на щетину шерстью, он имел огромные когти на мощных лапах, а глаза и нос – как у людей. Живёт это чудовище в дремучих лесах, в лесных ущельях. Народное поверье утверждает, что в каждом лесном ущелье живёт свой абнауаю – хозяин этого места. Встреча с ним очень опасна для человека. На груди у абнауаю имеется топорообразный стальной выступ, при помощи которого тот убивает свою жертву, прижимая к груди и рассекая пополам.
Являясь законными хозяевами леса, абнауаю находились в постоянной вражде с охотниками, нападали на них, похищали добычу. Они всегда каким-то образом знали имена людей. В быличках рассказывается, что иногда, сидя у костра, охотник мог услышать голос из темноты, произносящий его имя: «Эй, Эдрис, где ты?» Все люди, включая того, кого назвали, молчат, и тогда абнауаю подходит ближе, снова выкликая имя. Но вплотную приблизится не смеет, опасаясь человеческого оружия и горящих головней, которыми охотники закидывают его. Такое противостояние может длится порой до утра, и лишь с рассветом чудовище удаляется в лесную чащу.
В прежние времена, утверждают легенды и былички, когда существовали нетронутые леса, куда не ступала ещё нога человека, абнауаю жили повсюду. Но когда в лес пришёл человек, стал охотится там, вырубать деревья и строить своё жильё, много лесных людей стало погибать от человеческих рук. Одна из быличек, записанная краеведом и историком Н. С. Джанашия, повествует о том, как отважный пастух Хуху Читанаа хитростью смог победить лесное чудище. Каждую ночь абнауаю приближался к шалашу пастуха и спрашивал его: «Читанаа Хуху, здесь ли ты?» «Я здесь, − отвечал пастух. – Если ты не баба, пожалуй на единоборство». Но абнауаю не отвечал на вызов бесстрашного абхаза и всякий раз уходил. Тогда пастух пошёл на хитрость и однажды ночью в шалаше положил вместо себя чурбан, накрыв его буркою. Как обычно, среди ночи к шалашу пришёл лесной человек и, не получив на этот раз ответа на свой вопрос, решил, что Хуху Читанаа спит крепким сном. Он бросился на чурбан, надеясь убить его, но пастух, прятавшийcя неподалёку, выстрелил из ружья и смертельно ранил абнауаю. Утром же, проследовав по кровавому следу за раненым чудищем, храбрый абхаз нашёл его в логове мёртвым. Он похоронил лесного человека, а его богатство и красавицу-жену забрал с собой.
Другая легенда рассказывает о Хагба Бейзире, который убил абнауаю заговоренной пулей. Однажды он пас стадо в лесу. Ночью ему удалось убить дикую козу. Охотник развел костер и жарил на шампуре печень. Вдруг слышит: идет кто-то по лесу, ломает ветви и кричит: «Хаг Бейзир здесь?» Тот догадался, что это абнауаю и не ответил. Лишь молча зарядил ружье, положил на пень бурку, а сам спрятался. Подошедший абнауаю бросился на бурку. Хаг Бейзир поднял ружье и произнёс: «Эта пуля моя стоит ста пуль!» (Поверье гласит, что лесное чудовище может убить только одна пуля из ста). Выстрелил и попал абнауаю в сердце. Застонал лесной человек и убежал. Утром пошел охотник по кровавому следу и в лесной чаще нашел убитого абнауаю. Видит – около убитого сидят две его сестры и плачут, причитая: «Мы же говорили тебе: не ходи в лес Хаг Бейзира». В это время перед ними появился сам охотник. Испугались они, стали просить его не убивать их. Но Хаг Бейзир успокоил их: «Не бойтесь. Пусть только никто не смеет показываться в моем лесу, где я охочусь». Сказав это, он удалился.
Абнауаю, по утверждению абхазов, имели сверхестественные свойства и обладали гипнотической силой. Ни один человек против воли лесного чудища не мог близко подойти к нему или захватить его силой. Зато один взгляд абнауаю мог парализовать человека, ввергнуть в оцепенение и подчинить воле чудовища.
Абнауаю вступали в контакт с людьми лишь с целью продолжения рода. Существует легенда о трагической истории дочери кузнеца. Будучи первой красавицей аула, девушка была просватана за местного джигита, которого очень любила. Уже был назначен день свадьбы, но незадолго до него невеста отправилась в лес с подружками собирать ягоды. Там её и увидел абнауаю, и девушка настолько понравилась ему, что он утащил её в свою пещеру. Долго и безуспешно искали жители аула пропавшую невесту, пока на поиски не отправился сам жених. Он смог найти свою суженую, но та, подчинённая воле абнауаю, отказалась уйти из пещеры. Тогда оскорблённый жених дождался, пока девушка и похитившее её чудовище лягут спать, убил их, а тела привёз в аул и положил у дома кузнеца. Опечаленный отец хотел похоронить свою дочь по обычаям, но местный священник отказался отпевать её, сказав, что абнауаю – сам дьявол, и раз девушка решила остаться с ним, то продала ему душу. Тогда безутешному отцу ничего не осталось как похоронить дочь с абнауаю в лесу.
В отличие от особей мужского пола, самки абнауаю используют свои магические способности для соблазнения мужчин несколько иначе. Они не подчиняют волю человека, а каким-то образом принимают в глазах мужчины образ идеальной женщины, чем и покоряют его сердце. Все мужчины, встречавшие лесных женщин, рассказывают о неземной красоте этих существ.
С давних пор существует традиция приносить в дар абнауаю различные угощения, но делать это надо осторожно, чтобы не попасться на глаза лесному человеку. Встреча с ним, если не инициирована самим абнауаю, может быть опасна. От пронзительного гипнотического взгляда чудовища человек может серьёзно заболеть, а то и вовсе умереть.