Один четырех главных архангелов (Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил), которые управляют четырьмя сторонами земного мира, и которые часто группируются вместе. Уриил обычно (но не всегда) упоминается последним, хотя в этом квартете его имя часто заменяется именем другого архангела, таким образом показывая разнообразие его природы.
В позднем средневековом мистицизме имя Уриэль ошибочно связывается со словом «свет» (ивр. אוֹר), вместо слова «огонь» (ивр. אוּרִ), частично введенные в заблуждение легендой о том, что Уриэль наставлял (просветлял) Эздру.
⭕ ОБРАЗ В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
Уриэль — один из четырех ангелов (ивр. מלאך), упомянутых в чтении молитвы «Шма на ложе» (молитвы, произносимой на ночь перед сном), как покровительствующий и охраняющий человека:
... Во имя Господа, Бога Израилева:
справа от меня Михаэль, слева от меня Габриэль, впереди Уриэль , сзади Рафаэль и над головой моей Божий Дух ...
В этом порядке эти ангелы также появляются в «Пирке де рабби Элиэзер» (глава 4) как те, кто молится Святому, да будет Он благословен.
Согласно основной книге каббалы «ха-Зоар», ангел Уриэль — мудрец и имеет вид льва. Он двигает звезды и созвездия, которые его освещают.
Согласно еврейской традиции, Уриэль является одним из главных четырех ангелов: Михаэль, Габриэль, Уриэль и Рафаэль, которые стоят перед престолом славы и чья роль заключается в том, чтобы наблюдать и охранять четыре стороны земли.
Из семи главных ангелов еврейской мифологии только два упоминаются в Танахе по имени: Михаэль и Габриэль. Другие пять ангелов: Рафаэль, Уриэль , Рауэль, Цуриель и Иерахмиил упоминаются по имени только начиная со второго века нашей эры, во Второй книге Еноха, а также в мидрашах.
Аггада рассматривает Габриэля, Михаэля, Рафаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (мал’ахей ха-шарет ивр. מלאכי השרת).
⭕ УПОМИНАНИЕ В БИБЛИИ И В АПОКРИФАХ
В канонических текстах Библии не упоминается.
В неканонической Третьей книге Ездры (3Езд. 4:1, 3Езд. 5:20, 3Езд. 10:28) — ангел, посланный от Бога к Ездре для его наставления и объяснения ему сокровенных путей Божиих. Также упоминается в апокрифической книге Еноха, где он описывается как «один из святых ангелов, ангел грома и колебания» (Енох 4:20).
⭕ ОБРАЗ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
Уриил властвует над небесными светилами. День, посвященный Уриилу, празднуется в Православной церкви (вместе с прочими архангелами) — бесплотными силами, — 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю).
Согласно преданию Православной церкви, был поставлен охранять рай после грехопадения и изгнания Адама (Быт. 3:24). По иконописному канону Православной церкви, этот архангел (согласно библейской книге Бытие — см. Быт. 3:24) «изображается держащим в правой руке против груди обнажённый меч, а в левой — огненный пламень».
Дни памяти: в Русской Православной церкви — 8 ноября ст. ст. (21 ноября нов. ст.), в Эфиопской Православной церкви — 28 июля, в Англиканской церкви — 10 октября.
⭕ ОБРАЗ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Архангел Уриил является персонажем трёх трагедий голландского драматурга Йоста ван ден Вондела. В трагедии «Люцифер» он предстаёт могучим воином, одним из главных героев в войне Бога против Люцифера. В трагедии «Адам в изгнании» он появляется в финале как ангел-судья, изгоняющий Адама и Еву за их грехопадение из Рая. В трагедии «Ной» Уриил перед самым началом потопа преграждает путь грешникам в ковчег.
В книге Джона Милтона «Потерянный рай» Уриил появляется в третьей песне как правитель Солнца. Приняв облик обычного ангела, Сатана узнаёт у него, где находится вновь созданный Богом мир, куда Творцом были помещены Адам и Ева. Однако проследив за полётом изгнанника, Уриил спускается в солнечном луче на Землю, где предупреждает Гавриила о том, что один из падших духов попытается проникнуть в Эдем.