Авсень был братом-близнецом Коляды. Авсень олицетворял переход от старого к новому году. Его атрибутами были кони.
Авсень - это мост в будущее, по которому он первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается с нечистью, рассеивает ее своим светом и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: "Добро пожаловать в Новый Год!" Как персонифицированное начало года, Авсень издавна почитался подателем всяческих благ. Считалось, что он приносит "из райских стран щедрые дары плодородия и как определено божественным судом - так и распределяет их между смертными: одним дает много, с избытком, а других лишает и самого необходимого".
Чествование обоих братьев приходилось на зиму. Еще не так давно по белорусским селам под новый год водили двух братьев. Один, одетый богато, был Коляда, другой во всем старом и рваном - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбирать одного из двух "коляд". Как выберет, так и год пройдет.
Известный исследователь русских верований А.Афанасьев предполагал, что изначальная форма имени этого бога - Усень. Это русская форма имени бога утренней зари, которого латыши знают как Усиньша, а литовцы - как Аушру. Другие народы считали зарю богиней и называли: древние индийцы - Ушас, греки - Эос. У славян эту богиню называли Зарей-Заряницей. Авсень же начинал не день, как они, а год.
В фольклоре имя Авсеня повсеместно связывалось с мотивом коня. Например, в колядках Авсень обычно приезжает верхом на коне вместе с Новым Годом.
Мосточки мостили,
Сукном устилали,
Гвоздьми убивали.
Ой Овсень, ой Овсень!
Кому ж, кому ехать
По тому мосточку?
Ехать там Овсеню
Да Новому Году!
Кроме этого имя Авсеня связывали с началом весны и осени, с весенним солнечным циклом, а также с плодородием. Очевидно, это было связано с тем, что новый год некогда приходился сперва на март, а потом на сентябрь, то есть сперва на пору весеннего расцветания природы, а потом на время созревания и уборки урожая.