Собственно, имя "башахаун" можно перевести с баскского языка как "лесной человек", "лесной хозяин". По аналогии, супруга башахауна носит имя башаандере, т.е. "лесная хозяйка", "лесная дева", "лесная сеньора".
В баскской мифологии "господин чащи", дух, обитающий в глубине лесов или в пещерах, расположенных на возвышенностях. Он высокого роста, у него тело человека, покрытое волосами. Его длинная шевелюра спадает спереди до колен, закрывая лицо, грудь и живот. Это дух-покровитель стад. Он кричит в горах, когда приближается буря, чтобы пастухи укрыли свой скот. Если он находится в загоне для овец или поблизости от него, нет опасности, что подберется волк. О присутствии башахауна извещают овцы одновременным вздрагиванием и звоном своих колокольчиков. Тогда пастухи могут спокойно отправляться спать, так как знают, что в течение этой ночи или дня волк, грозный враг овечьих стад, не будет их беспокоить. Башахаун иногда представляется внушающим ужас существом с вредным характером, обладающим колоссальной силой и чрезвычайной ловкостью. В других случаях он описан первым земледельцем, у которого люди научились выращивать зерновые, первым кузнецом и первым мельником, у которого человек украл тайну изготовления пилы, мельничной оси и способа сваривать металлы.
Наряду с ограми, троллями, йети и другими лесными людьми, башахаун рассматривается как образ, вероятно возникший благодаря возможной информации о неандертальцах.
БАШААНДЕРЕ
Башаандере, спутницу башахауна, согласно многочисленным сказкам и легендам, можно обнаружить у входа в пещеру или возле водопада, расчесывающей свои волосы. Основная тема таких сюжетов — это кража пастухом золотого гребня либо драгоценных украшений башаандере. Однако башаандере практически невозможно увидеть вблизи, потому что как только вы приближаетесь, она тут же исчезает как по волшебству.