Лесной дух, который живет в ягодных местах. Это дух лукавый и хитрый.
Появляется он перед человеком в виде бедного, немощного старичка и просит помочь отыскать ему потерянную сумку. Поддаваться на его просьбы нельзя — начнешь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать. Возможно имеет что-то общее с лешими, но это не совсем так.
Заметив человека, Боли-бошка выходит навстречу и просит помочь ему найти утерянную сумку или еще что-нибудь. Ни в коем случае нельзя поддаваться на его уговоры, сколько бы он ни умолял. Считалось, что если человек уступит ему, то немедленно начнет думать о потере, смотреть по сторонам, наклоняться, искать, а в это время Боли-бошка вскочит на шею, голову петлей стянет и будет водить по лесу. От этого у неосторожного путника голова разболится и он заблудится.
«Тише! Вот и сам Боли-бошка! — почуял, подходит: набедит, рож on! Весь измозделый, карла, квелый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, — востренький посик, сам рукастый, а глаза будто печальные, хитрые-хитрые». (A.M. Ремизов. «К Морю-Океану»)
Дух с чудным именем предпочитает обретаться в ягодных местах. В качестве обличья при встрече с людьми выбирает вид бедно-пребедного и очень грустного востроносенького старичка небольшого росточка: одежда вся в лохмотьях, взгляд печальный, выражение лица — скорбное. Впрочем, если присмотреться, можно заметить хитринку в глазах. Лукавец с глубоким вздохом сообщает встречному, что потерял свою суму и просит-умоляет помочь в ее отыскании. У того, кто посочувствует жалостному виду Боли-Бошки и примет его горестное заявление за чистую монету, тотчас разболится голова (вот что означает имечко-то!). Кроме того, человек теряет способность ориентироваться на местности. А все оттого, что как только сердобольный посетитель леса откликнется на мольбу и начнет искать пропажу, Боли-бошка вскакивает ему на шею, стягивает голову петлей и катается верхом в свое удовольствие.
-----
СКАЗКА О БОЛИ-БОШКЕ «ПУСТАЯ КОРЗИНКА»
Пошли как-то раз девицы бруснику брать. Нашли щедрый-прещедрый брусничник, разбрелись по нему, аукаются, пересмеиваются. Только успевают ягоду из-под листиков доставать и в корзины складывать. Вдруг слышит Марьянка — плачет неподалеку кто-то. Оглянулась и видит: стоит за ее спиной маленький квеленький мужичишка, носик востренький, руки чуть не до земли висят, платье на нем обносившееся. Стоит, хнычет и трет глаза кулаками.
— Что за беда у тебя, дяденька? — спрашивает Марьянка, а она девка была жалостливая.
— Ой, беда, беда! — причитает мужичок, а глаза у него такие печальные-печальные. — Корзинку потерял, брусники в ней под самую вершинку! Где-то тут поставил, а где — поди знай! Помоги, девица, всю бруснику тебе отдам, самую что ни на есть отборную.
Марьянка думает: а что б не помочь? И ну озираться да оглядываться — корзинку искать. А мужичок вокруг шныряет и приговаривает:
— Вот здесь она стояла. Нет, вот здесь. Или туточки? Марьянка за ним мечется как угорелая, даже голова разболелась, а корзинки нет как нет.
— Ну, какова брусничка? — подходят к ней подружки. У всех полные корзины и короба, а у Марьянки на донышке одна горсточка.
— Ой, до бруснички ли мне! — отмахнулась девица. — Мы тут с дяденькой корзинку ищем.
— С каким дяденькой?
— Да вот с этим!
Глядь-поглядь подружки Марьянкины — нету никого.
— Да где ж он, дяденька? — удивилась Марьянка. — Был только что, право слово, вот здесь стоял, причитал так жалостно, что у меня даже голова разболелась. Ох, бедненький! Да как же он теперь без корзинки-то?
— Да что за печаль твоя, — говорят девушки. — Ты лучше о том печалься, что у самой ягоды всего ничего. А брать бруснику уж некогда — гроза собирается!
Побежали девицы со всех ног домой. Бегут, тревожатся, как бы ягоду не растрясти да под дождь не попасть, а Марьянка пустой корзинкой помахивает и по-прежнему причитает:
— Да как же там бедненький дяденька? Куда ж его корзинка запропала? Ох, у меня так голова болит по нему — просто раскалывается!
Еле живая от боли притащилась девушка домой, насилу бабка сняла ей жар и боль капустными листьями да клюквенными припарками. И говорит:
— Глупа же ты у меня, внученька. Это не простой мужичок был, а хитрый и зловредный Боли-бошка, что ягодникам и грибникам в лесу головы морочит. Скажи еще спасибо, что не завел тебя в болотину и не бросил там!
-----
С персонажем со странным именем «Боли-бошка» герой сказочной повести “По Следам Домового", Радмир, встречается на лесной полянке. Он просит его помочь в поиске потерянной сумки, а сам, заговаривая зубы своей жертве, хитростью пытается обойти того со спины, да запрыгнуть на шею. Зачем он это делает и для чего?
Согласно поверьям, Боли-бошка выглядит как большеголовый и неуклюжий старичок, одетый в старую, рваную и кое-как залатанную одежду. Его описывали так : он «весь измозделый, карла, квелый, как палый лист», у него «птичья губа, востренький носик, сам рукастый, а глаза не то печальные, не то хитрые-хитрые».
Заприметив путника или пару путников, он выходит и на встречу и начинает причитать: «Ох, потерял свою котомку, а там всё было, всё было». Да так жалобно, что тяжело удержаться от сочувствия. Завладев же вниманием, Боли-Бошка начинает ныть пуще прежнего и подталкивать к поискам своей пропавшей вещи. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае. Иначе он либо замучает своим нытьём, и человек ни о чём кроме пропавшей котомки думать не сможет, что до сумасшествия себя доведёт, или до головной боли, либо прыгнет на шею, затянет хомут и начнёт кататься по лесу, заводя поглубже в болото. Голова от седока и хомута заболит, перестанет соображать, так что человек заблудится и пропадёт на болоте или в овраге.
Чтобы не попасться Боли-Бошке, не надо слушать его причитания, лучше всего их молча игнорировать. Тогда спустя довольно длительное время, ему надоест распинаться и Боли-Бошка уйдёт искать другую жертву.