Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Бонакон, Bonnacon

Боннакон, Bonasus
Бонакон, Bonnacon Бонакон, Bonnacon Бонакон, Bonnacon Бонакон, Bonnacon Бонакон, Bonnacon Бонакон, Bonnacon Бонакон, Bonnacon Бонакон, Bonnacon
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Европейская мифология
Бонакон — один из самых запоминающихся зверей в бестиариях благодаря своим замечательным свойствам — способности метко метать во врагов обжигающий навоз. Именно эта особенность и отражена практически во всех иллюстрациях в средневековых рукописях и именно она является единственной загадочной деталью в облике этого животного. В остальном оно не являет собой загадку.

Прообраз бонакона мы находим в «Истории животных» Аристотеля, где он описывает животное, обитающее в Пеонии, фракийской области севернее античной Македонии:

«"Бизон обитает в Пеонии на горе Мессапии, которая отделяет Пеонию от Медеи, пеонцы называют его монапос. Он размером с быка, но более мощный строением и более коротким туловищем. На его шкуре, растянутой на раме могут усесться семь человек. Он напоминает буйвола по виду, однако у него есть грива, которая достаёт до плеча, как у лошади у которой грива достаёт до холки, только грива у него более мягка, чем у лошади и более густая. Цвет шерсти у него жёлто-коричневый, грива опускается на глаза и она густая. Цвет тела у него наполовину красный, а наполовину пепельно-серый, как у гнедой лошади, но более резкий. <...> Животное это не встречается очень чёрного или красного окраса. Ревёт оно как бык. Рога у него загнуты внутрь и обращены друг к другу и не служат целям самозащиты. Они длиной в пядь, или чуть больше, а объёмом каждый из них вместит около трёх пинт жидкости. Чёрный цвет его рогов яркий и красивый. Пучок волос на лбу спускается ему прямо на глаза поэтому он видит предметы лучше сбоку, чем спереди. У него нет зубов на верхней челюсти, как у коров и других рогатых животных. Ноги у него покрытые шерстью, копыта раздвоенные, а хвост напоминает хвост буйвола и смотрится не достаточно длинным по сравнению с длиной тела"»

Слово "монапос" считается сегодня одним из немногих известных нам слов фракийского языка. Но что оно обозначало в точности неизвестно. Скорее всего, зубра, или тура. Об особенности метать навоз Аристотель пишет:

«"Когда это животное ранено, оно бежит и останавливается только когда полностью истощено. Защищаясь от нападения оно с силой выбрасывает свои экскременты на расстояние восьми ярдов, такие едкие, что выжигает всю шерсть у гончих псов. Только когда это животное потревожено и взволновано его навоз имеет такие свойства. Когда же спокойно, не имеет обжигающего эффекта. Столько известно о его облике и повадках. Когда приходит время для самок рожать, они дают жизнь своему потомству собираясь в стада в горах. Перед родами они разбрасывают свой навоз во всех направлениях, образуя своего рода крепостной вал из него, потому что они имеют способность выбрасывать навоз в неимоверных количествах."»

Кроме того Плиний изменил название животного. Такое случалось довольно часто и вряд ли было намеренным актом. У Плиния могла быть не очень хорошая копия "Истории животных", это могла быть ошибка при переписке или диктовке сочинения. Автор "Естественной истории" усилил эффект навоза бонакона. Если раньше он был просто очень едким, то теперь "обжигал" того, на кого попадал, что дало возможность в дальнейшем представлять животное, выпускающее из зада чуть ли не струю пламени. Интересно также, что Плиний говорит о югерах, которые мера площади, а не длины и получается, что бонакон спасаясь от врагов покрывает навозом площадь примерно три четверти гектара — любая напалмовая атака по сравнению с одним испуганным бонаконом покажется детской забавой.

Гай Юлий Солин (172: XLI; P...) производит только два существенных изменения в тексте "Естественной истории" — он меняет дислокацию и имя существа. Он пишет, что животное это обитает в Малой Азии и меняет его имя на bonnacum. Текст Солина практически без изменений попадает в бестиарии. Таким образом, это животное относится в бестиариях к тем, которые не содержат морального истолкования. Таковы мантикора, леукрокуты, парандр и другие — то есть все животные, попавшие в бестиарии из "Собрания достопримечательностей" Солина.

Интерес к бонакону виден ещё в XVI столетии, когда Эдвард Топшелл рассматривает это животное и даже пытается исправить распространённое заблуждение, что это азиатский зверь, а на самом деле обитает в Пеонии, как это написано у Плиния и Аристотеля. В дальнейшем, бонакон был отождествлён с зубром, что ныне отражено в его биномиальном названии: bos bonasus.

На самом деле, происходит ли бонакон от известий о зубре, туре, либо ещё какой-нибудь разновидности крупного копытного животного — неизвестно. Конечно, всякое животное может опорожнить свой желудок от страха, даже человек, но ничего подобного, даже в преуменьшенном виде в повадках и поведении зубров мы найти не смогли. В любом случае, бонакон — дело рук не одного поколения и в том виде, в каком он появился в средневековых бестиариях и является полноценным фантастическим существом.
188
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: vk.com
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.