Див (мн. число — Дэвы, Д*в(ы); ж.р. Дэ́ва, а также — Д*в(а), Де́ва, Девата, Дива; и м.р. Д*в, Дэв) — относят как к Богам - Боги Среднего Мира, так и к полубогам/полулюдям в восточной мифологии и язычестве.
В древнерусской языческой мифологии Див (дивы, дива, диваха и т. п.) — дух леса. По мнению исследователей русско-славянских древностей, это одно из воплощений верховного бога Сварога. Именование Див, дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»: сначала наверху дерева — «Див кличетъ връху древа», а затем внизу — «уже връжеся дивъ на землю».
Див – один из наиболее неоднозначных образов славянской мифопоэтической системы. Очевидно, что Див (другие, более поздние и менее распространенные имена – Дый и Дий) имел прямое отношение к божественному пантеону.
По «Слову святого Григория» Див – бог неба, а точнее – небесного света.
Л.А. Баркова в своих исследованиях говорит о том, что изначально имя «Див» само по себе обозначало «небесный бог», обладая, видимо, достаточно широким значением, выходящим за рамки единичной персонификации. С течением времени имя «Див» приобрело значение «чудесный» (отсюда – дивный). При этом очевидна связь с санскритом, где слово «дэва» означает «сияющий» и происходит от формы «див» (div).
В произведениях славянской литературы есть упоминание о дивах и самодивах, позволяющее также считать, что в языческой культуре дивы занимали срединное положение между богами и героями.
Любопытно, что в «Слове о полку Игореве», а также в «Задонщине» образ Дива не несет в себе позитивной образности. В упомянутых текстах Див – это если не враждебный, то как минимум явно не позитивный образ. Фактически в «Слове» Див – образ катастрофы («уже вержеся Див на землю»), поэтому на данный момент среди исследователей нет единого мнения относительно толкования этого образа. Возможно, функции Дива как бога менялись с течением времени. В таком случае должны были существовать легенды, описывающие эти изменения, но если таковые и имели место, то они не сохранились, ни в устной традиции, ни в качестве документальных памятников.
В «Беседе Григория Богослова об испытании града» упоминается, что Див – есть небо, а его супруга Дива (или Дивия) – воплощение земли. Это классический дуалистический мифологический образ, который можно встретить во многих культурах древнего мира (самый простой и всем знакомый пример – Уран и Гея из древнегреческой мифологии). В связи с этим многие исследователи говорят о том, что Див почитался как бог небесных вод, изначальных творческих потоков, первичной энергии творения, которая «оплодотворила» твердь материального мира. В эзотерическом смысле образ Дива и Дивы близок к архетипическим образам-символам современной викканской религиозной системы, в которой есть лишь два верховных бога (суть манифестация двух творческих первопричин в физическом мире) – это Рогатый Бог и Триединая Богиня. В тоже время, Див и его «царство звезд» (см. легенду о Перуни и Додоле) вполне реально соотнести с древнескандинавским Удгард-Локи и соответственно Удгардом, чудесным (быть может, дивным?) миром, который живет по своим собственным законам, и где нет власти даже у асов.
ЭТИМОЛОГИЯ
Происходит от праслав. формы divъ, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. дивъ (τέρας; Клоц.), также диво (род. п. дивесе, им. мн. дивеса; Син. Пс.), русск. диво, укр. ди́во, болг. ди́вен «чудесный», сербохорв. ди̑ван, чешск. div, польск. dziw «чудо», в.-луж. dźiw — то же, н.-луж. źiw — то же. Из слав. заимств. лит. dỹvas «чудо», латышск. dĩva «морское чудо, чудовище». Основа на -es, вероятно, образовалась по аналогии с чудо, -есе. Родственные формы см. на дивиться. Если дивъ — более позднее образование, чем более распространенное прилаг. дивьнъ, русск. ди́вный, укр. ди́вний, чешск. divný, польск. dziwny, в.-луж. dźiwny, н.-луж. źiwny, тогда родство с лит. diẽvas, латышск. dìevs «бог», др.-инд. dēvás «бог», авест. daēva- «демон», др.-исл. tîvar «боги», др.-в.-нем. ziu, лат. deus «бог», dīvus «божественный», греч. δῖος -тоже и т. д. допустимо. Некоторые этимологи сближают др.-русск. дивья «хорошо» (Дан. Зат.), соврем. дивья бы! «дай бог», колымск. (Богораз) в качестве остатков основы на -ē с лит. deivė̃ «богиня».
Другие отделяют ди́во от праиндоевр. «бог»; пытаясь связать слав. divъ с др.-инд. dhīḥ «религиозный помысел», dhī́ras «мудрый».
В различных языках может искажаться диалектическим произношением огласовок слова Д*в, при языческих культово-обрядовых вызовов духов (и/или) богов на старо-русско-славянском: — «ди е вы?», что в современном соответствии синонимов русской речи будет звучать, как — «где вы… есть вы здесь… придите» (в вопросительном, или, чаще — в требовательном тоне вызова: на основе договоров своих и предков).