Ге́ний (genius, от gens, «род», gigno, «рождать», «производить»), в римской мифологии первоначально божество — прародитель рода (Nonn. Marc. c. 172), затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения. Особенно почитался гений главы фамилии: в день его рождения гению приносились дары.
Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи гению господ и патронов по формуле: «Гению нашего Гая», «Гению нашего Марка» и пр. Клятва гением господина считалась самой священной для раба.
Постепенно гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения — добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве гений соответствует греческому демону (напр., у Апулея в сочинении «О боге Сократа») и занимает значительное место в позднейшей демонологии.
Считалось, что гения имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без гения], корпорации, воинские части и т. д. Посвятительные надписи таким гениям многочисленны по всей империи.
Предполагалось, что гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрёл культ гения Рима и императора. Последний был введён Августом, присоединившим свой гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространённым.
Клятва гением императора считалась самой священной и нарушение её приравнивалось к оскорблению величества. Гению Рима был посвящён на Капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол гения — хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги (Serv. Verg. Aen. II 351).