Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Гений, Genius

Гений, Genius Гений, Genius Гений, Genius Гений, Genius Гений, Genius Гений, Genius Гений, Genius Гений, Genius Гений, Genius
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Римская мифология
Ге́ний (ge­nius, от gens, «род», gig­no, «рож­дать», «про­из­во­дить»), в рим­ской мифо­ло­гии пер­во­на­чаль­но боже­ство — пра­ро­ди­тель рода (Nonn. Marc. c. 172), затем бог муж­ской силы, оли­це­тво­ре­ние внут­рен­них сил и спо­соб­но­стей муж­чи­ны. Счи­та­лось, что каж­дый муж­чи­на име­ет сво­его гения. Осо­бен­но почи­тал­ся гений гла­вы фами­лии: в день его рож­де­ния гению при­но­си­лись дары.

Рабы, отпу­щен­ни­ки, зави­си­мые люди посвя­ща­ли над­пи­си гению гос­под и патро­нов по фор­му­ле: «Гению наше­го Гая», «Гению наше­го Мар­ка» и пр. Клят­ва гени­ем гос­по­ди­на счи­та­лась самой свя­щен­ной для раба.

Посте­пен­но гений, рас­смат­ри­вав­ший­ся как пер­со­ни­фи­ка­ция внут­рен­них свойств, стал само­сто­я­тель­ным боже­ст­вом, рож­дав­шим­ся вме­сте с чело­ве­ком (ино­гда пред­по­ла­га­лось два гения — доб­рый и злой), руко­во­див­шим его дей­ст­ви­я­ми, а после смер­ти чело­ве­ка бро­див­шим близ зем­ли или соеди­няв­шим­ся с дру­ги­ми бога­ми. В таком каче­стве гений соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ско­му демо­ну (напр., у Апу­лея в сочи­не­нии «О боге Сокра­та») и зани­ма­ет зна­чи­тель­ное место в позд­ней­шей демо­но­ло­гии.

Счи­та­лось, что гения име­ли не толь­ко люди, но и горо­да, отдель­ные мест­но­сти [соглас­но Сер­вию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без гения], кор­по­ра­ции, воин­ские части и т. д. Посвя­ти­тель­ные над­пи­си таким гени­ям мно­го­чис­лен­ны по всей импе­рии.

Пред­по­ла­га­лось, что гении появ­ля­ют­ся в виде змей, но изо­бра­жа­лись они в виде юно­шей с рогом изоби­лия, чашей и пр. В эпо­ху импе­рии осо­бое зна­че­ние при­об­рёл культ гения Рима и импе­ра­то­ра. Послед­ний был введён Авгу­стом, при­со­еди­нив­шим свой гений к ком­пи­таль­ным ларам, культ кото­рых был наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным.

Клят­ва гени­ем импе­ра­то­ра счи­та­лась самой свя­щен­ной и нару­ше­ние её при­рав­ни­ва­лось к оскорб­ле­нию вели­че­ства. Гению Рима был посвя­щён на Капи­то­лии щит с над­пи­сью «или мужу, или жен­щине», посколь­ку имя и пол гения — хра­ни­те­ля Рима скры­ва­лись, чтобы его не пере­ма­ни­ли вра­ги (Serv. Verg. Aen. II 351).
379
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: Мифы народов мира. Энциклопедия. С.А. Токарев.1987
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.