Ёнван (ёнсин) — царь драконов, живший в подводном дворце; хозяин водной стихии, главный из водяных духов (мульквисинов). Генетически связан с китайским драконом (Лун-ваном).
Тогда как большинство драконов в западной мифологии обычно ассоциируется с огнём и разрушением, корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь.
Ёнван обитает не только в глубоких морях, но в реках и прудах. Цари драконов четырех морей (восточного, западного, южного и северного) вместе с жёнами (ёнпуин), дочерьми (ёнгун-агисси), воеводами (ёнчангун) и сановниками (ёнгун-тэгам и ёнгун-тэсин) составляют собственный пантеон духов вод. Возглавляют подводные царства ёнваны пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннён) — страж Востока (Весны), красный (Чоннён) и желтый (Хваннён) — стражи Юга (Лета и Конца лета), белый (Пэннён) — страж Запада (Осени) и черный (Хыннён) — страж Севера (Зимы).
Колесница, запряженная пятицветными драконами, — средство передвижения небожителей. Дракон свободно передвигается и в воде, и в небе. Считалось, что если дракон взлетает на небо, происходит смена династий (см. первое произведение на корейском алфавите «Ода драконам, летающим в небесах», 1447).
В подводном царстве ёнвана находят приют солнце и луна. Подводный дворец представляется утопическим царством, и ёнван мог приглашать туда даже людей. Детёныши ёнвана могли превращаться в людей и жить в земном мире, общаясь с подводным царством.
По народным поверьям в ёнвана превращаются большие змеи (имуги) после долгого лежания в воде; найдя драгоценную жемчужину (ёый поджу, мани поджу), они взлетают на небо.
В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать «Драконом Восточного моря, чья цель — защита Кореи». Так что государь после смерти мог в образе ёнвана выступать духом — защитником страны. Считалось, что явление дракона во сне будто бы приносит человеку счастье.
Культ ёнвана был известен у древнекорейских племен с периода Трёх государств (1 в. до н.э. — 7 в.н.э.) Дракон, видимо, под влиянием южной океанической культуры, был тотемом древнекорейских племен. Мать одного из основателей государства, Силла, родилась из левого ребра петушиного дракона (керён); мать правителя Пэкче У-вана (7 в.) забеременела от дракона и т.д.
⭕ ИНТЕРЕСНОЕ
1. Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой.
2. Как и для китайских драконов, главное число корейских — девятка. По легенде, у них на спине 81 (=9x9) чешуйка.
3. В корейском народном календаре пятый день первой луны называют Ённаль — "День дракона". Считалось, что накануне этого дня дракон откладывал яйцо в колодец. Если в Ённаль зачерпнуть воды из этого колодца, то в течение всего года в доме всё будет хорошо. Это верование тесно связано с традиционным почитанием драконов у корейского народа.
4. Ёный паткари ("Драконова вспашка") — гадание. Во время зимнего солнцестояния водоёмы покрывались льдом, но подтаявший на солнце лёд выглядел как бы вспаханным сохой. Местные жители считали, что это проделки дракона, и таким образом он предсказывает, каким будет следующий год. Если льдины выстраивались с юга на север, то год обещал быть урожайным. Если с запада на восток, то — неурожайным. А если льдины расходились в разные стороны — средним.
5. В поздней корейской мифологии существовал персонаж, изображение которого использовалось для изгнания злых духов. Звали его Чхоён, и он был сыном дракона.
Миф о Чхоёне заключается в следующем. Государь Силла Хонган-ван (IX в.), возвращаясь со свитой с прогулки в Бухту рассеявшихся облаков на Восточном (Японском) море, сбился в тумане с пути. Придворный астролог сказал, что это проделки дракона Восточного моря. Тогда Хонган-ван приказал возвести храм в честь дракона, и туман рассеялся. Явившийся перед государем дракон с семью сыновьями дал ему одного из них, чтобы помочь в управлении страной. Это и был Чхоён. Государь женил Чхоёна на красавице и пожаловал ему высокий чин. Но дух лихорадки (Ёксин) влюбился в жену Чхоёна и, обернувшись человеком, тайно приходил к ней ночью. Чхоён, обнаружив это, однажды пропел магическую песню (хянга), исполнил танец и удалился. Дух был потрясен тем, что Чхоён не поддался искушению убить возлюбленного своей жены. За это Ёксин поклялся не входить впредь в ворота, на которых будет висеть изображение Чхоёна.
Миф о Чхоёне вставлен в буддийское предание о монастыре Манхэса в «Самгук юса» (XIII в.).
6. В политике дракон олицетворяет императора. Таким образом, в Корее долгое время были только ваны (короли), и им было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс.
7. Изображение дракона — атрибут сана правителя, особенно в период Корё, когда ослабло влияние Китая на страну, и ваны стали императорами (нач. 10 — кон. 14 вв).
8. Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап «драконью державу», известную под именем ёиджу. По преданию, смельчак, который сумеет завладеть ёиджу, станет всемогущим, однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть ёиджу.
9. Ёнван повелевал тучами и осадками. 15 числа 6-й луны, в день омовения головы и расчесывания волос (Юдуналь), в старину в Корее устраивалось моление с жертвоприношениями ёнвану о ниспослании дождя и урожайном годе.