Бразильский дух леса представлялся в образе разъезжающего на диком кабане страшного человека с вывернутыми в обратную сторону ступнями, а также с огненно-рыжими (а то и просто горящими) волосами или шерстью, или даже с перьями на голове, либо вообще с головой ночной птицы. Первым европейцем, описавшим "ночных духов и лесных демонов" Бразилии, был португальский священник Жозе де Аншиета. Из его путевых заметок европейцы впервые узнали о "существовании" лесного духа Курупиры или Каипоры. При этом белый священник и сам верил в этого "бразильского лешего".
Другой путешественник, англичанин Энтони Найвер, также свидетельствовал о смертном страхе индейцев перед Курупирой, "хозяине лесов".
Многие исследователи бразильских сказок и легенд зачастую отождествляют Курупиру с образом другого "охотничьего божества" — Журупари. Ошибка эта коренится в наложении образов, порой возникающих в самом фольклоре. Так, в поздней редакции мифа о похищении девушки демоном Журупари ему приписываются некоторые черты и свойства, характерные для Курупиры, например такая его особенность, как вывернутые назад ступни... Однако Журупари — древнее божество, сын богини (или ведьмы) Сейуси, является в определенном смысле покровителем мужчин. С его образом у древних индейцев связывалась специфическая мужская обрядность и, как часть ее, охотничьи ритуалы. Поэтому Журупари, извечный враг женщин, ассоциируется, в числе прочего, с охотой. Является он в образе ленивца или муравьеда.
Что же касается Курупиры, или Каипоры, то этот демон более позднего происхождения, не связанный с эпохой творения. Как и Журупари, он способен претерпевать бесчисленные превращения, воскресать после смерти, перевоплощаясь. Его внешний облик напоминает человека с головой ночной птицы, во всяком случае, "птичьи" черты он сохраняет, даже обернувшись черепом (как в сказке "Череп, который катился но дороге"). Зловещий могущественный Курупира, однако, часто попадает впросак, и охотникам удается его перехитрить. Охотник — извечный соперник и жертва злых выходок Курупиры, так как вынужден вторгаться в его лесное царство и тем самым нарушает "неписаные законы". Каипоре же тоже не по себе в селении — царстве человека (сказка "Каипора").
Интересно отметить своеобразную эволюцию трактовки образа этого демона. Ее можно проследить, сопоставив ранним миф "Катящийся череп" и сказку более позднего происхождения "Каипора". Наводящая ужас безжалостная сила и первом случае; лукавый, очень похожий своими повадками на человека "леший", вступающий с человеком в молчаливый заговор, — во втором. Между этими двумя историями пролегли века. В "Катящемся черепе" — первобытная община охотников, в "Каипоре" — деревня XIX века. В более поздних повествованиях о Каипоре тот нередко оказывает человеку услуги: выводит заблудившегося охотника из леса, дарит ему охотничье снаряжение. Известный фольклорист Базилио де Магальяэнс замечает, что в представлении людей меняется и внешний вид лесного духа. Демон все больше очеловечивается. Вывороченные ступни постепенно заменяются хромотой, рыжую шерсть на голове прикрывает красная шапка, которую тот никогда не снимает, а во рту торчит теперь незажженная трубочка чтобы был предлог, остановив охотника, попросить у него огня. Большое влияние на изменение облика "лешего" оказало воздействие африканского фольклора. Негры-рабы привезли в Бразилию свои охотничьи сказки, где, конечно же фигурировал свой собственный дух — покровитель охотников, и черты его слились с образом индейского Курупиры. Новая обработка имени — Каипора или даже Каапора вместо Курупира также свидетельствует о приспособлении индейского звучания к нормам африканской фонетики.