Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Лесавки, Lesavki

лесовѝчки, лисунки
Лесавки, Lesavki Лесавки, Lesavki Лесавки, Lesavki Лесавки, Lesavki Лесавки, Lesavki
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология
Название лесавок происходит от слова "лес".

Лесавки - мелкие лесные духи славянской мифологии. Согласно одним источникам - это дети лешего и кикиморы, согласно другим - дед и бабка лешего. "Они очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Обитают в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, поднимают листву, шелестят, шебуршат, копошатся - маленькие лохматые клубочки за короткое время натрудятся, умаются, а потом долго спят.

Так же к детям лешего относят проклятых, унесенные и уведенных крестьянских детей, а так же детей, рожденных в браке с лешачихой. Как и всякие дети, они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной. Но смертельного вреда для людей не представляют. Одеваются в одежки изо мха и листвы, поэтому могут маскироваться на деревьях и в кустах, оставаясь незамеченными. Иногда могут принять вид причудливых веток и коряжек.

Ребенок лешего (которым он нередко стремится подменить обычное дитя) частенько уродлив (криклив, «голова с пивной котел»), или незначительно отличается от прочих лесных духов. В Вятской губернии считали, что «плодом от сожития лешего с унесенной им девушкой бывает тоже леший, но не столько злой, как тот, который происходит от лешачихи. Людская кровь-де в том стоит за себя. Леший, родившийся от девушки, пожалуй, рад бы делать и добро людям, но другие лешие при разделе лесов всегда стараются отмежевать ему такой участок, от которого верст на тысячу во все стороны нет никакого жилья».

В других поверьях лесавки описываются как бледные очень высокие девушки с длинными чёрными волосами. Они нагими, либо в белых грубых рубахах, подвязанных осокой, бегают по глухим лесам, напевая песни. Могут заманить заплутавшего путника в непроходимую глубь леса и оставить одного на погибель. У лесавок имеется три груди с отравленным молоком. Их излюбленное дело — кража младенцев, они забирают их ночью из люльки и закармливают до смерти. Если младенец оказался некрещеной девочкой, лесавки уносили её на болото и растили как лесавку (неточно). Обычно для защиты от них ведьма (ведающая мать в славянском понимании) клала в кроватку ребёнка нож или ножницы в раскрытом виде.

Лесовички - заблудившиеся (или заведенные в лес лешим) или брошенные родителями девочки (для лешего достаточно услышать слова родителя, обращенные к ребёнку «Чёрт бы тебя побрал!»). Заманивают в лес детей (уговорами), девочек (криками «Ау!») и парней (своей красотой и девичьим смехом). Но со временем забывают человеческую речь, зеленеют, становятся похожими повадками на лешего и превращаются из человека в нечистую силу, потом выходят замуж за лешего. До этого перехода нечистью в полном смысле не являются, не боятся чеснока или железа. От лесовички можно избавиться крестным знамением или молитвой, до превращения в нечисть её можно спасти — если лесовичка выйдет замуж за человека, то лес её отпустит.

Лисунки - женские духи леса, с длинными, закинутыми за спину грудями. Иногда считают, что лисунка — жена лешего, а лесовички — его дети.

В других мифологических традициях, в том числе западнославянских, существуют аналогичные существа. Например, лисунки с огромными грудями присутствуют в Польском фольклоре. В Белорусском фольклоре аналогичную лесавкам функцию (дочки или внучки лешего) выполняют гаёвки.

Согласно мифологии, лесавки способны дезориентировать людей, заставляя их плутать по лесу.
168
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: vk.com
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.