Змей или нечистый дух в славянской мифологии, персонификация падающей звезды или метеора, который слетает на землю "падучей звездой" и, принимая знакомый человеческий образ (в том числе превращаясь в умерших или отсутствующих мужей), вступает в связь со своими жертвами. Летавицы бывают женского и мужского пола. Последний в Украине называют перелистниками. Вера в летавцев распространена в Польше, Беларуси (в том числе под именем цмока), в некоторых регионах европейской части России, а также на Украине.
«На Западной Украине существует поверье, что летавицы — духи, которые слетают на землю падучей звездой и принимают на себя человеческий образ, новый, прекрасный, с длинными желтыми волосами»
Летавица способна превращаться в любых людей по желанию, вступая в сексуальную связь с людьми.
«Летуны будто бы являются к тоскующим об умерших или о находящихся в отлучке, принимая вид и тех, и других. Летучие неодинаковой величины, бывают с гуся и менее; полет их медленный и подобен колыханию, цветом они красные, подобно раскаленному углю; над тем местом, куда они летают, рассыпаются яркими звездами, а потому иначе называются рассыпучими»
⭕ ДИВКА
У одного пасечника жена умерла совсем молодой, оставила троих деток мал мала меньше. Сильно он по ней тосковал-горевал, на других молодок даже не смотрел. Как-то летом шел он гороховым полем, глядь — спит на траве златокудрая красавица, а обута не в лапти — в красные сапожки. Проснулась, поднялась с травы, улыбается. Спрашивает мужик, чья она и откуда, а та все молчит, только улыбка с лица не сходит.
Что за диво? "Никак, немая", — подумал мужик и повел красавицу в свой дом. Накормил, напоил, медком угостил, но как ни пытался с ней разговаривать — ни словечка в ответ. Вроде бы все слышит, понимает, а немотствует.
И вот стали они жить как муж с женою, только не венчанные. Мужик ее Дивкою называть стал, она вроде бы не против такого имени, все улыбается. И дети пасечника ее приняли как родную. Только вдруг начали в деревне одолевать детишек хворобы. И пасечниковы малыши тоже захирели, бледные ходят, будто кто порчу навел. Пришла как-то проведать его сестра из соседнего села, а он ей поведал свою печаль. Та и говорит:
— Ты по ночам за Дивкою своей приглядывай. Всяко может дело обернуться.
— Да как я пригляжу, когда сплю как убитый? — отвечает мужик.
— И с каких же пор, как убитый, спишь? — насторожилась сестра.
— Как Дивку нашел на гороховом поле.
— На гороховом, говоришь?.. Тем паче приглядывай. Сдается, дело нечистое!
Начал пасечник кумекать, как подстеречь Диву ночью: спал-то он с вечера до рассвета беспросыпно. И надумал! Сказал, будто уходит на ночную рыбалку, а сам затаился на сеновале.
Ближе к полуночи вышла его ненаглядная из избы, присела на крылечко, сапожки красные надела. Потом забралась по лесенке на крышу, слегка подпрыгнула, взмахнула руками — да и полетела над землею неведомо куда. Пасечник в избу. Осмотрел деток своих при свете лучины, да так и обмер — у каждого на шее еле заметная ранка с запекшейся кровушкой. Тут-то смекнул он наконец, что приютил к себе не кого-нибудь, а летавицу , дикую бабу ! Дождался, когда Дивка вернулась после третьих петухов, про рыбалку ночную поведал. А когда вышла летавица в сарай, скотину кормить, схватил мужик ее красные сапожки, поджег копенку сена в огороде на задах да и бросил сапожки в огонь. Горят они, скачут как живые, извиваются, а из пламени всякие гады ползут: змеюги, мокрицы, сороконожки да жабищи бородавчатые скачут.
— Ой, сгорели мои сапоги-скороходы! Ой, смертушка моя подступает! — слышит вдруг мужик голос Дивки.
Глядь — она опять на крыше стоит. Подпрыгнула, взмахнула руками — и сорвалась вниз, рухнула наземь замертво. Бросился к ней пасечник, а на том месте только кровавое пятно — ничего более. Но с той поры дети в деревне хворать перестали.
⭕ АНТОНОВИЧ, 1877
В 1709 г. в Каменецком магистрате разбиралось судебное дело по обвинению мещанки Клецкой «в связи с лятавцем»: «На суде Клейкая старалась оправдаться, отрицая распущенные ею же слухи: „О лятавце я ничего не говорила и ничего об этом предмете не знаю»». Приводящий это свидетельство 3. Антонович замечает, что «лятавец — летучий злой дух — одно из суеверных объяснений падающих звезд».