Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Самодива, Vila (fairy)

Вила, Самовила
Самодива, Vila (fairy) Самодива, Vila (fairy) Самодива, Vila (fairy) Самодива, Vila (fairy) Самодива, Vila (fairy) Самодива, Vila (fairy) Самодива, Vila (fairy) Самодива, Vila (fairy) Самодива, Vila (fairy) Самодива, Vila (fairy)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология
Самодива — в верованиях и фольклоре южных славян, и отчасти словаков, женское мифологическое существо, наделяемое преимущественно положительными свойствами. Может, однако, мстить человеку за причиненное ей зло, что сближает её с богинкой, отчасти с русалкой.

Выглядят как стройные очаровательные (редко — безобразные) девушки с длинными (иногда до земли) распущенными волосами и крыльями. Одеты в длинные волшебные платья или покрывала, под которыми они скрывают ноги с копытами.

В целом, в Карпатах верят, что дивьи жены живут в пещерах, ночью бегают среди гор или по полям и лесам, а завидев случайного путника, набрасываются на него всей гурьбой и могут защекотать до смерти, словно русалки в Троицыну неделю. Их воображают высокими, бледнолицыми, с длинными волосами. Из всей одежды на них лишь опояска из травы.

Считается, что дивьи жены боятся цветов, особенно колокольчика: ведь, по древнему поверью, звон его — слабое подражание звуку Перунова грома, которого боятся все демонические существа. Дивьи жены — недобрые божества, очень не любят своих земных сестер — женщин. Подменивают некрещеных младенцев лесным отродьем, вредят родильнице. Чтобы оберечься от них, под подушку полезно положить острый нож. Если ребенок рождается мертвым, в этом почти наверняка виновны происки дивьих жен; старинный обычай требует, чтобы в таком случае отец отрезал у него голову и бросил в воду.

Вместе с тем есть и некие локальные особенности. Чешские dive zeny, dive ženky (вместе со своими мужчинами) и моравские divoženky, diviženy живут в горах, лесах, подземных норах. Они огромного роста, с длинными нечесанными волосами, на лицах — бородавки, правый глаз черный, левый — синий, на голове — красные шапки; бывают очень злобными, обменивают детей, но могут поддерживать с людьми и хорошие отношения (помогают в поле; одалживают утварь; одаривают березовыми листьями, которые превращаются в золото; прядут для людей лен); собирают (просят оставить для них) колосья в поле; ночью танцуют на лесных полянах. В чешской быличке divá žena подарила крестьянину — за то, что он нарезал ей веток на помело для печи — калач, который, если его не доедать до конца, за ночь снова становился целым.

Польские dziwozeny и лужицкие dziwicy — высокие, худые, бледные; огромные груди перекидывают через плечо; похищают молодых людей себе в любовники, девушек — в подруги (как богинки).

У словенцев divje deklevojke живут в лесу, во время жатвы выходят в поле, где снопы для них вяжут divji možje (считается, что именно они научили людей земледелию).

У некоторых южнославянских народов — у словенцев и болгар — есть аналогичные дивоженам персонажи, известные как дивите жены, дива, самодивы, но по своей сути (как утверждают специалисты) более близкие таким существам как вилы. А украинцам известен такой подвид дивьей бабы как летавица, которые служат ведьмам и колдунам, причиняя людям всякий вред и пакости...

⭕ У ЮЖНЫХ СЛАВЯН

Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные. Вилы закрывают их длинной белой одеждой. К людям, особенно к мужчинам, они относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать вил, они могут жестоко наказать, даже убить одним взглядом. Они могут лечить, предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.

Вилы могли летать, как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озёрами, обладали способностями «запирать» воды. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Этим нередко пользовались молодые мужчины. Они отбирали у вилы крылья, а затем брали в жёны. Но такой брак никогда не заканчивался удачно. Рано или поздно вила обманом и хитростью выманивала свои крылья обратно и улетала. Дети, рождённые в таком браке, часто оставались брошенными на отца. Но иногда вила-мать могла забрать ребёнка с собой.

По болгарским поверьям, вилы появляются преимущественно весной и летом, иногда — от Благовещения до Воздвижения, любят большие праздники, особенно Пасху.

Культ вил и их связь с колодцами известны по болгарским источникам с XIII века, где их называют «самовилы» и считают девушками, умершими без крещения.

В болгарской народной поэзии встречается упоминание о юдах — вилах, отличающихся враждебным отношениям к людям. Первоначально слово «юда» имело различные значения: могучая, коварная, вертлявая, сварливая, злобная по отношению к виле. В дальнейшем юда стала синонимом слов вила, самодива, самовила. У болгар из-за созвучия происходило смешение юды с Иудой, что послужило поводом для выделения её в самостоятельную фигуру фольклора.

⭕ У ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

На западнославянских территориях вилы описываются как умершие девушки, которые не могут упокоиться и способны причинить зло тем, кто их обидел при жизни.

У немецкого поэта XIX века Генриха Гейне вилии описаны как призраки-танцовщицы девушек умерших до свадьбы. Они могут встретиться ночью и исчезают на рассвете. Одеты в подвенечное платье, с венками и кольцами. Если встретят на большой дороге ночью молодого человека — вовлекают со смехом и обаянием в танец, и танцующий умирает. Генрих Гейне уподобляет их эльфам (феям) и вакханкам. Он писал, что эта легенда славянского происхождения.
341
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: vk.com
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.