Самодива — в верованиях и фольклоре южных славян, и отчасти словаков, женское мифологическое существо, наделяемое преимущественно положительными свойствами. Может, однако, мстить человеку за причиненное ей зло, что сближает её с богинкой, отчасти с русалкой.
Выглядят как стройные очаровательные (редко — безобразные) девушки с длинными (иногда до земли) распущенными волосами и крыльями. Одеты в длинные волшебные платья или покрывала, под которыми они скрывают ноги с копытами.
В целом, в Карпатах верят, что дивьи жены живут в пещерах, ночью бегают среди гор или по полям и лесам, а завидев случайного путника, набрасываются на него всей гурьбой и могут защекотать до смерти, словно русалки в Троицыну неделю. Их воображают высокими, бледнолицыми, с длинными волосами. Из всей одежды на них лишь опояска из травы.
Считается, что дивьи жены боятся цветов, особенно колокольчика: ведь, по древнему поверью, звон его — слабое подражание звуку Перунова грома, которого боятся все демонические существа. Дивьи жены — недобрые божества, очень не любят своих земных сестер — женщин. Подменивают некрещеных младенцев лесным отродьем, вредят родильнице. Чтобы оберечься от них, под подушку полезно положить острый нож. Если ребенок рождается мертвым, в этом почти наверняка виновны происки дивьих жен; старинный обычай требует, чтобы в таком случае отец отрезал у него голову и бросил в воду.
Вместе с тем есть и некие локальные особенности. Чешские dive zeny, dive ženky (вместе со своими мужчинами) и моравские divoženky, diviženy живут в горах, лесах, подземных норах. Они огромного роста, с длинными нечесанными волосами, на лицах — бородавки, правый глаз черный, левый — синий, на голове — красные шапки; бывают очень злобными, обменивают детей, но могут поддерживать с людьми и хорошие отношения (помогают в поле; одалживают утварь; одаривают березовыми листьями, которые превращаются в золото; прядут для людей лен); собирают (просят оставить для них) колосья в поле; ночью танцуют на лесных полянах. В чешской быличке divá žena подарила крестьянину — за то, что он нарезал ей веток на помело для печи — калач, который, если его не доедать до конца, за ночь снова становился целым.
Польские dziwozeny и лужицкие dziwicy — высокие, худые, бледные; огромные груди перекидывают через плечо; похищают молодых людей себе в любовники, девушек — в подруги (как богинки).
У словенцев divje deklevojke живут в лесу, во время жатвы выходят в поле, где снопы для них вяжут divji možje (считается, что именно они научили людей земледелию).
У некоторых южнославянских народов — у словенцев и болгар — есть аналогичные дивоженам персонажи, известные как дивите жены, дива, самодивы, но по своей сути (как утверждают специалисты) более близкие таким существам как вилы. А украинцам известен такой подвид дивьей бабы как летавица, которые служат ведьмам и колдунам, причиняя людям всякий вред и пакости...
⭕ У ЮЖНЫХ СЛАВЯН
Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные. Вилы закрывают их длинной белой одеждой. К людям, особенно к мужчинам, они относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать вил, они могут жестоко наказать, даже убить одним взглядом. Они могут лечить, предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.
Вилы могли летать, как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озёрами, обладали способностями «запирать» воды. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Этим нередко пользовались молодые мужчины. Они отбирали у вилы крылья, а затем брали в жёны. Но такой брак никогда не заканчивался удачно. Рано или поздно вила обманом и хитростью выманивала свои крылья обратно и улетала. Дети, рождённые в таком браке, часто оставались брошенными на отца. Но иногда вила-мать могла забрать ребёнка с собой.
По болгарским поверьям, вилы появляются преимущественно весной и летом, иногда — от Благовещения до Воздвижения, любят большие праздники, особенно Пасху.
Культ вил и их связь с колодцами известны по болгарским источникам с XIII века, где их называют «самовилы» и считают девушками, умершими без крещения.
В болгарской народной поэзии встречается упоминание о юдах — вилах, отличающихся враждебным отношениям к людям. Первоначально слово «юда» имело различные значения: могучая, коварная, вертлявая, сварливая, злобная по отношению к виле. В дальнейшем юда стала синонимом слов вила, самодива, самовила. У болгар из-за созвучия происходило смешение юды с Иудой, что послужило поводом для выделения её в самостоятельную фигуру фольклора.
⭕ У ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
На западнославянских территориях вилы описываются как умершие девушки, которые не могут упокоиться и способны причинить зло тем, кто их обидел при жизни.
У немецкого поэта XIX века Генриха Гейне вилии описаны как призраки-танцовщицы девушек умерших до свадьбы. Они могут встретиться ночью и исчезают на рассвете. Одеты в подвенечное платье, с венками и кольцами. Если встретят на большой дороге ночью молодого человека — вовлекают со смехом и обаянием в танец, и танцующий умирает. Генрих Гейне уподобляет их эльфам (феям) и вакханкам. Он писал, что эта легенда славянского происхождения.