Башк. шүрәле, тат. шүрәле, şüräle, также у татар известен как урман иясе, urman iyäse, и у башкир — как ярымтыҡ, yarımtıq.
У казанских татар и башкир дух леса, леший. Термин «Шурале», видимо, восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии. У татар представляется в образе волосатого мужчины с рогом на лбу или голой женщины с длинными грудями, закинутыми, как и у албасты , за плечи назад (в обоих обликах имеет очень длинные руки с длинными пальцами, нередко — только тремя); у башкир — часто также человекоподобным существом с одним глазом во лбу, на одной ноге, иногда — бревном.
Шурале занимается охотой, любит ездить на лошадях, имеет жён и детей. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой.
Ряд башкирских преданий говорит о происхождении отдельных родов (в частности, группы «шайтан-кудей») от брака человека с женой или дочерью Шурале . В одном лесу могут жить несколько Шурале . Шурале сбивает людей с пути, заманивает в чащу, может защекотать до смерти. Боится воды: считалось, чтобы спастись от него, надо перескочить через ручей. Шурале можно поймать, уговорив засунуть палец в расщеплённое дерево, а затем выдернув клин.
У татар-мишарей Шурале — разновидность злых духов-пиров. В мифологиях других тюрко-язычных народов Шурале соответствуют арсури у чувашей, пицен у западносибирских татар. Термин «Шурале » в различных вариантах распространён среди народов Урало-Поволжья.
Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.
Вот как описывает шурале в своем одноименном стихотворении татарский поэт Габдулла Тукай:
...Нос покатый и горбатый, мордой точно лось, ей-ей,
руки-ноги узловаты, словно из кривых корней,
вглубь посаженные очи голубым горят огнем...
...Если б не босой да тощий - человек совсем на вид,
вышиной со средний палец рог во лбу его сидит...