Морской змей в мифах квакиутлей и других племен северо-западного побережья Северной Америки (сэлишей, беллакула). Согласно преданиям, Сисиютль представлялся как гигантский морской змей с двумя рогатыми головами (обычно по одному рогу на каждой голове) — по одной на каждом конце туловища. Он обладал смертоносным взглядом. Считалось, что победить его можно было лишь силой духа и внутренней чистотой. По мифам, Сисиютль находился в постоянной вражде с Тсоона, птицей Грома . Грозы являлись результатом их единоборства.
Такова скудная и не совсем достоверная информация о Сисиютле из наших энциклопедий.
В действительности же про Сисиютля известно гораздо больше. Во-первых, его имя — "Сисиютль " — по мнению Ф.Боаса, переводится как "тот, у кого головы с двух сторон". Да, практически как у его античной сестрицы "амфисбены ". Но в отличие от той же амфисбены у Сисиютля , как говорят индейцы, есть и третья голова — человеческая. Это во-вторых. В-третьих, Сисиютль не просто морской змей-дракон , он еще и оборотень . Собственно, человеческая голова на это как бы намекает. Сисиютль с легкостью превращается в человека, в самоходное каноэ, в лосося. Он также запросто может менять свой размер: от нескольких сантиметров (в форме короеда) до многих сотен метров, достаточных для того, чтобы перекрыть выход лодкам из какого-нибудь пролива.
А все потому, что Сисиютль имеет громадную шаманскую силу. Этой силы столь много, что она иногда соскальзывает с тела монстра и застывает в виде слюды. И если человек случайно на такую слюду наступит, то умереть ему в скоро времени от болезни или несчастного случая. Столь же смертоносен и взгляд Сисиютля , напоровшись на который человек рискует превратиться в камень. В результате встречи с самим Сисиютлем конечности выходят из суставов, голова поворачивается назад. Если же человек сможет осилить Сисиютля , то приобретет великие целительные способности. Говорят, помочь в этом может сок чемерицы. Еще у квакиутлей имеется сюжет о четвертом сыне, омывшемся в крови Сисиютля , после чего тело его приобрело крепость камня.
Исходя из этих его способностей, изображениями Сисиются индейцы украшали свои щиты, тотемы, общинные дома, ножи, свистки, одеяла, барабаны, ремни, грудные украшения, головные уборы, повязки, праздничные чаши и каноэ. Индейцы верили, что Сисиютль не только отпугивает различных злобных существ (типа той же Дсоноквы ), но и приносит удачу в бою.
Кроме того, Сисиютль символизирует и богатство, достаток. Потому его часто изображали на пластинках для потлача (ритуал индейцев тихоокеанского побережья, заключавшийся в обмене дарами).
У соседей квакиутлей — индейцев племени халкомелем, тоже относящихся к салишской языковой семье — аналогичный змей назывался сишки . Как и Сисиютля, Сишки представляли в виде змея с головами на обоих концах тела, которые он высовывает из озера. Головы эти большие — порядка 15 сантиметров в поперечнике, с круглыми ушами, с красными кругами на темени. Тело черное и круглое, более метра в поперечнике. Оно может вытягиваться, но посредине остается вздутие. При этом Сишка крякает как утка.
Интересно, что подобные Сисиютлю образы (как минимум орнаментального плана), есть в Южной Америке, а также в Китае (тао-тие ), Японии и даже Индии (киртимукха — декоративное украшение над дверью, которое ассоциируется с отрубленной и бессмертной головой демона Раху, вызывающей лунные и солнечные затмения).
DAUGHTERS OF COPPER WOMAN, ЭНН КЭМЕРОН
Есть на побережье камни, исковерканные и скрюченные будто в агонии, и водовороты, и буруны — все схожи в своей искривленности. Это всё потому, что они видели Сисиютля — и попытались бежать от него.
Сисиютль , страшное морское чудовище. Сисиютль — это тот, кто видит и спереди и сзади. Сисиютль — искатель душ. Кто встретился с Сисиютлем и выжил известны как Стлалакум, они передвигаются, оседлав ветер, и управляют снами. Стлалакум видят то, что не видят другие.
Сисиютль плавает свободно и в морской воде и пресной, даже сильный ливень его не остановит, и все потому, что он способен менять себя. Он ищет тех, кто не может открыться своему страху, тех, кто не обладает Истиной.
Он страшен и опасен. Его взгляд наполняет живот ледяным холодом, а его мерзкий змеиный язык вселяет ужас в душу. Нет слов, которые могли бы описать Сисиютля , который выглядит как змея, но вместо хвоста у него еще одна голова, еще более мерзкая и страшная, и от которые исходит тот же холод и ужас.
Его холодные глаза повергают в страх и заставляют трястись поджилки, а раздвоенный язык ввергает душу в смертельный ужас. Не описать словами Сисиютля , что похож на змея, но без хвоста, зато с двумя головами, одна страшнее другой.
Если ты увидел Сисиютля , замри и смотри на него, встреться с ним. Встреться с ужасом. Встреться со страхом. Если ты утратишь веру в Истину, если попытаешься бежать, Сисиютль мгновенно подует на тебя сразу из двух ртов и тебя скрутит словно штопор. У тебя нет корней, чтобы удержаться на земле, как это могут делать деревья и скалы, ты не постоянен, как приливы и течения, и ты будешь вечно скитаться, словно заблудшая душа, и твой голос будет услышан лишь в осеннем ветре — жалобный и умоляющий об освобождении. Заблудшие не относятся к Стлалакум, тем кто обладает Истиной, не относятся ни к чему, они сами по себе и одиноки, одиноки навсегда.
Кора, опавшая с испуганных деревьев, оставила исковерканную древесину. Только корни, углубившиеся в землю, удержали деревья от падения в пустоту. Если ты увидел ужасного Сисиютля , несмотря на страх, стой твердо на ногах. Нет ничего постыдного в страхе, только дурак не боится ужасного змея. Стой твердо, и если ты знаешь защитные заклинания, произнеси их. Сначала одна голова, затем вторая поднимутся из воды. Близко, очень близко приблизятся к твоему лицу мерзкие змеиные головы. Так близко, что ты почувствуешь вонь из уродливых ртов. Стой твердо. Перед тем, как пожрать тебя и украсть твою душу, каждая голова Сисиютля должна посмотреть прямо на тебя. И когда это произойдет, Сисиютль увидит свое собственное лицо.