По японским легендам, в злобного духа-ёкая умибодзу превращались жертвы кораблекрушений и умершие моряки. Но чаще всего ими оборачивались утонувшие буддистские монахи, отчего в имени умибодзу соединяются иероглифы, означающие «море» и «буддистский монах».
Умибодзу — гигантский дух, возвышающийся над кораблями. Его нижнюю половину никто не видел, но верхней он походил на чёрного или серого гуманоида — хотя порой его изображали как собаку или змея с осьминожьими щупальцами. Его голова чаще всего обрита налысо. Глаза обычно широко распахнуты, а сам он постоянно улыбается. Порой кажется, будто умибодзу молится как монах.
Умибодзу появлялся ночью во время штиля и тут же приносил с собой бурю. Часто он просил моряков выкатить себе бочку. Если это сделать, то он её наполнял морской водой, а затем топил весь корабль. Чтобы избежать этого, команда должна была выкатывать ему бездонную бочку. Если хоть что-то сказать ему, он тут же атаковал. Хотя он мог напасть и просто так, круша корабль своими длинными руками или щупальцами.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Умибодзу неясно, поскольку нет никаких историй, конкретно указывающих на то, что послужило причиной его создания или его первого появления. Одна из теорий происхождения умибодзу состоит в том, что это духи мертвых священников, которых по той или иной причине бросили в океан жители японских деревень. Поскольку их телам негде упокоиться, их души обитают в океанах и преследуют его в форме темной тени, мстя тем душам, которым не повезло натолкнуться на нее.
-----
В свитке раннего периода Эдо «Bakemono no e» показано, что Умибодзу имеет бритую гладкую голову и выглядит полностью черным, но он также выглядит как смесь собаки и, возможно, морского змея и осьминога. Его руки заканчиваются чем-то вроде руки, состоящей из пяти щупальцевидных придатков, составляющих руку. У него также более длинное тело с плавниками, спускающимися по его позвоночнику, когда нижняя часть тела исчезает под водой, что снова скрывает наш взгляд на его нижнюю часть тела и продолжает загадку того, как выглядит его нижняя часть тела. Как и в большинстве легенд, глаза широко открыты, и он улыбается. Из его лица выходят два похожих на щупальца отростка, которые могут быть своего рода щупальцами. Это единственное появление этих щупалец, и они не фигурируют ни в каких других легендах или отчетах.
Присутствие или наблюдение умибодзу широко распространено и не редкость. Физически его часто представляют как большую черную гуманоидную фигуру, которая поднимается из океана только примерно до пояса, никогда не открывая своей нижней части. Согласно большинству источников, никто не знает, как выглядит нижняя половина умибодзу, и поэтому эта фигура окутана тайной. Некоторые утверждают, что у него есть щупальца, как у осьминога, в то время как другие предполагают, что он чисто гуманоидный и имеет две ноги, как у монахов и Будд, на которых он похож. Гуманоидная фигура обычно достигает 10 метров в высоту, но может быть разных размеров. Огромный размер ёкаев помогает ему топить моряков и разбивать корабли, на которые он попадает в море. В некоторых историях утверждается, что умибодзу может сломать корабль пополам руками или взмахом руки. Тело угольно-черное, как у тени, с гладкой бритой головой, как у монахов и будд Японии. Это единственная связь с буддизмом или какой-либо религией в большинстве легенд об умибодзу, что кажется странным. Обычно, если ёкай выглядит определенным образом, это означает выполнение чего-то особенного для духа, но умибодзу, похоже, не имеет ничего общего с буддизмом, кроме его внешнего вида. Некоторые источники предполагают, что умибодзу, кажется, молятся и постоянно улыбаются, в то время как их два круглых глаза широко открыты в постоянном взгляде. Одна общая тема во всех рассказах - глаза, которые, кажется, пронзают моряков и резко контрастируют с черной пустотой его кожи. Некоторые источники предполагают, что у умибодзу две руки, как у человека, а другие предполагают, что они напоминают щупальца, как у осьминога.
-----
Умибодзу всегда появляется только в океане, обычно в спокойную воду и ясную погоду. Эти справедливые условия обычно успокаивают моряков, поскольку они буквально «плывут по гладкой воде», но возможное присутствие злого духа заставляет многих моряков нервничать в это время мирного плавания. После своего внезапного подъема из океана, вызывая волны и иногда переворачивая корабли или разбивая их при выходе, умибодзу сопровождается ветрами, которые начинают дуть, и волны подбрасывают корабль. Появление одного только умибодзу вызывает этот резкий сдвиг в погоде, который подвергает любой корабль непосредственной опасности не только из-за того, что его опрокинут волны, но и из-за того, что ёкаи раздавят его. Это могло быть смесью легенд фунаюрей, которые предполагают, что эти ёкаи появляются во время штормов на море. С очень немногими первым лицом визированием, которые записаны или передавались, Умибодзу, как правило, имеет характеристики с другим Йокаю. Подобно фунаюрей, умибодзу либо разбивает корабль руками, либо требует от моряков бочку, которую впоследствии использует, чтобы топить моряков, черпая воду и сбрасывая ее на палубу корабля. В некоторых японских легендах Фунаюрей топит моряков ковшами, в то время как в некоторых сообщениях об умибодзу утверждается, что он появляется с ковшом для той же цели. Единственный способ безопасно спастись от умибодзу - это дать ему бездонную бочку, чтобы он не мог зачерпнуть воду, тем самым давая морякам шанс спастись. Пока он сбит с толку и безуспешно пытается зачерпнуть воду, у моряков как раз достаточно времени, чтобы уплыть в безопасное место. Йокай не понимает, почему он не может зачерпнуть воду с бездонной бочкой, возможно, показывая превосходство человека над йокаем в целом. Обычно случайная встреча с умибодзу смертельна для всех, и поэтому существует очень мало случаев рассказов от первого лица о встрече с умибодзу. Любые выжившие в таком столкновении происходят из-за того, что они дают бездонную бочку, или если выживший после кораблекрушения дрейфовал в океане, выброшенный на берег.
-----
Согласно статье Kansō Jigo (閑窓自語) из Кансей эпохи, в Kaizuka, Izumi (ныне Kaizuka, префектура Осака), Умибодзу восстанет и пребывание над землей в течение 3 дней, и дети были предупреждены не выйти, пока не вернется в море.
В эссе Усо Канва (雨 窓 閑話) в Куване (ныне префектура Мие) было сказано, что умибодзу появится в конце месяца, поэтому было запрещено выходить в плавание в это время, но сказано, что один моряк нарушил этот запрет и вышел в море, после чего появился умибодзу и спросил: «Я страшен?» на что моряк ответил: «Нет ничего страшнее, чем путешествие по всему миру», на котором умибодзу исчез. Точно так же есть легенда о «зато гашира» (голова слепого человека), слепом бозу, который появляется над морем, и спрашивает людей: «Я страшен?» и если кто-то действует напуганным, говоря: «Я боюсь» или «пожалуйста, помогите», он скажет: «Тебе не следует выходить в море в конце месяца» и исчезнет.
В Кии Дзодан Шу периода Эдо есть утверждения об умибодзу, которые называются «куро нюдо» (посвященные черных священников). Лодка направлялась из провинции Исэ (ныне префектура Миэ) к мысу Ираго, и лодочник по имени Зенчи отказался брать на борт «только одну женщину», поэтому он силой взял свою жену на лодку, и она столкнулась с сильным штормом. Судовладелец полагал, что бог драконов был разгневан, по крайней мере, отчасти из-за женщин на борту, и, несмотря на то, что он бросил в море вещи, которые, по его мнению, могли бы понравиться дракону, шторм все еще не утих, и, наконец, появился «куро нюдо». У него была голова в 5-6 раз больше человека, блестящие глаза, конский рот длиной 2 сяку (около 60 сантиметров). Говорят, что жена Зенчи приняла решение и бросилась в океан, и «куро нюдо» проглотил эту женщину, после чего шторм остановился. Говорят, что эти умибодзу - падшие боги - драконы, которые требуют жертвоприношений.
В хайдаоичжи (海島 逸 志) Ван Дахая, под именем «уми ошо» (морской жрец), было написано, что это был ёкай, похожий на человека, но имеющий слёзы ото рта до уха и вызывающий большой смех обнаружив человека. Говорят, что Умиосо боятся, потому что, когда они появляются, всегда следует штормовой нагон. Также предполагается, что это морские черепахи, которых считают ёкаями.
В Хончо Гоэн (本 朝 語 園) эпохи Хоэй есть записи об умибодзу, называемые «фунэ нюдо» (посвященные лодочные священники), они имели рост от 6 до 7 сяку и не имели глаз, носа или конечностей и, увидев кого-то, считалось необходимым ничего не говорить и делать вид, что ничего не видел, потому что, если кто-то говорит даже что-то вроде «что это было?» он мгновенно потопит лодку. Кроме того, в Юре на острове Авадзи (ныне Сумото) говорят, что можно сэкономить, бросив самый ценный груз в море.
В апреле 1971 года у берегов Onagawa, района Ошика, префектуры Мияги, рыболовное судно плыло в Новую Зеландию для ловли тунца, когда длинная линия лодки была внезапно оторвана, и большое существо появилось на поверхности из воды. У него было много серо-коричневых морщин на теле и глазах, около 15 сантиметров в диаметре, сломанный нос и отсутствие рта. Половина его тела была погружена в мутную воду, так что все его тело не могло быть установлено, но было сказано, что оно оставило след. Говорят, что когда они собрались ткнуть его гарпуном, чудовище исчезло в море. Когда сотрудник исследовательской лаборатории Эню Суйсан Кенкюдзё из филиала в Яйцу услышал об этом сообщении, он предположил, что, вероятно, рыбаки ошибочно приняли организм, такой как рыба или кит, за монстра. Согласно другому свидетельству очевидца, половина его тела, появившаяся с поверхности воды, была около 1,5 метра в длину, поэтому, сделав вывод, что все его тело было в несколько раз больше, они сказали, что никогда не слышали о таком организме. Эти отчеты о странных событиях были опубликованы в Mainichi Shimbun 17 июля того же года.