На украинском есть слово «вирлоокий, пучеглазый» — так это слово записал Гоголь в свой «Лексикон Малороссийский». Имя персонажа имеет соответствия в других языках: в сербском слове врљоока «тот, кто с поврежденным глазом», в белорусском вiрлавокi — «пучеглазый, у кого глаза навыкате», в русском диалектном смоленском верлиока «сказочное одноглазое существо. Борода космачком, зубы торчком», верлиокий — «косой, „поворачивающий во все стороны глазами“». Было сделано предположение, что речь идет о праславянском сложении *vьrl- «вертеть» + *oko «глаз».
До нас дошло несколько восточнославянских сказок, которые, несмотря на разнообразие вариаций, имеют практически один и тот же сюжет: группа, состоящая из человека, животных и неживых предметов объединяется, чтобы убить некое лесное существо в его доме.
Завязка сюжета касается обыкновенно каких-то агрессивных действий самого существа, которое вторгается в места обитания человека и наносит тому вред, обыкновенно связанный с похищением сельскохозяйственных продуктов. В западноукраинском варианте в сборнике Гнатюка эта часть полностью отсутствует, а в вятском сборнике Зеленина не существо наносит вред людям, а люди пытаются надрать лыка для лаптей в лесу и подвергаются избиениям существа, которое считает лес своим.
После серии избиений или даже убийств, главный герой, обычно им является пожилой мужчина (дед), отправляется на расправу с этим существом. По дороге к нему примыкает целая группа живых существ, обычно считаемых безвредными, такими как рак или селезень, кукушка, бабочка, а также одушевленных предметов, таких как верёвка, колотушка, желудь, шило и даже кусок экскрементов, как в вятском варианте сказки.
Придя в дом этого существа, все прячутся, а когда антагонист приходит домой, накидываются и вместе убивают. Иногда сцены нападения не лишены юмористических и натуралистичных деталей, как в вятском варианте сказки. Иногда после этого следует разграбление и уничтожение дома этого существа.
Имя и облик этого существа неодинаковы во многих сказках. В двух очень близких вариантах Афанасьева и Добровольского существо называется, соответственно, Верлиока или Варливока. В современной украинском языке "вирлоокий" значит "пучеглазый, с вытаращенными глазами". В Смоленской и Псковской области слово "вирлавокий" означает "косоглазый". Само существо в обеих сказках описывается похожим образом: "...идет Верлиока, ростом высокий, об одном глазе, нос крючком, борода клочком, усы в пол-аршина, на голове щетина, на одной ноге — в деревянном сапоге, костылем подпирается, сам страшно ухмыляется".
В украинских вариантах Манжуры и Чубинского имя существа Довгомуд или Довгомудик, причём в варианте Манжуры присутствует пометка о том, что довгомудик — это хорёк, несмотря на то, что у него есть дом и печь. Слово, вероятнее всего, восходит к "довгий" — "долгий, длинный", и "мудь" — "неотёсанный, грубый мужик".
В вятском варианте сказки имя существа — Чёрная кожа, это существо определённо антропоморфное, однако никаких явных описаний его внешности нет. В западноукраинском варианте существо называется дудык (дудик).
Во всех этих сказках образ существа создаётся практически одинаковый и строится достаточно типично для фольклорного нарратива, обозначая "инаковость", чуждость этого существа человеку. Знаки в его облике подчёркивают отличия от человека, а его место обитания выводит существо из черт социума. Он одноглаз и одноног или полностью покрыт шерстью. Чудовищные черты подчёркивают его черты лица или одеяние: деревянный сапог, нос крючком, клочковатая борода. В вятском варианте сказки нет описания существа, однако его имя, Чёрная Кожа, подразумевает отличия от "нормальности". Оно живёт в лесу, то есть, вне зоны человеческого обитания, куда издавна в фольклорных повествованиях помещаются чудовища, облик которых, практика питания, поведение демонстрируют все нарушения табу и норм социума. Они агрессивны, нередко являются каннибалами, их облик чудовищен и т.д. Тем не менее, невозможно не заметить, что жизнь этого чудовища строится вполне по человеческой модели. Как и человек, оно живёт в доме, в котором есть печь, и даже варит себе кашу. Человек же и его спутники, оказавшись у чудовища, точно также выходят из норм человеческого общества, нарушая их, убивая существо, разграбляя и разрушая его дом.