Волчий пастырь (также Волчий пастух, Белый царёк, Белый царик, Волчий царь) — вожак волков и оборотней, согласно древнеславянскому фольклору. Восходит к древнему индоевропейскому культу почитания волков.
Согласно преданиям, волчий пастырь является управителем волков, а также владыкой бурных гроз. Мифы о волчьем пастыре и его свите сходны с мифами о Дикой охоте. Также фигура Волчьего пастыря интерпретируется в качестве бога-громовика. Пастырь использует волков в качестве гончих и ездовых животных, направляясь на места сражений. По одним из преданий волчий пастырь управляет волками, которые стремятся сожрать Солнце. Дабы волки слушались, он усмиряет их плетью и дубиной. По своей сути не является ни добрым, ни злым, ни даже нейтральным, скорее сохраняет равновесие. Волчий пастырь управляет жизнью волков, защищая их от людей, или людей от них. Назначает волкам задания и жертву, сам нередко принимает участие в охоте или сражении. Считается, что назначенная пастырем жертва неминуемо обречена. Выглядит пастырь по-разному. Он может показаться как седым стариком, так и волком. В некоторых преданиях из Малороссии волчьим пастырем выступает леший, поэтому одна из ипостасей пастыря — это козлоподобный гуманоид. Также изображается в виде мохнатого человека с козлинными копытами. Зовётся пастырь в Малороссии и Белоруссии Полисуном, Лесовиком. Пастырь почитался и у сербов. В некоторых описаниях пастырь даже имеет крылья. Цвет волчьего меха чаще всего у пастыря белый, либо чёрный.
По преданиям хорутан, волчьим пастырем являлся сам Перун, бог грома, а также покровитель волков, нередко и сам обращавшийся в волка. Исследователи считают, что в народном сознании мрачные тучи представлялись волчьими шкурами — длаками. Известна также связь волчьего пастыря с Велесом. После христианизации культ Велеса превратился в почитание святого Власия, так же как молитвы о защите скота от волков. Славянский культ солнца также имеет ряд связей с волчьми легендами. Волки пытаются догнать и съесть солнце, но пастырь их останавливает.
Подобие Волчьих пастырей встречается и в нартском эпосе. Управителем волков считается Тутыр — волчий бог. Однако Тутыр не всегда относится к людям недоброжелательно, так же как и другие волчьи пастыри, бывает, что он помогает простым людям и героям. Так, богатырь Сауайя был скормлен волчьим молоком, а Сосруко был закалён в молоке волка. Есть в нартском эпосе и другие подобные Тутыру боги: Афсати — пастырь диких лесных животных и Фалвар — бог домашнего скота.
Функциями волчьих пастырей обладали греческие боги Аполлон Ликийский, чей эпитет означал волчий, а также Гермес Киноцефал (Гермес Собакоголовый). Луперкалии — праздник у древних римлян, посвящённый волчьему богу Луперку, а также основателям Рима. Фавн и Пан также считались управителями волков.
Мифический персонаж тесно связан со святым Георгием Победоносцем, а точнее с его народными интерпретациями — Егорием Храбрым, почитавшимся в качестве защитника волков и защитника от волков. Славяне возносили молитвы Егорию, дабы защитить себя и скот от волков. Считалось, что Егорию молятся и волки тоже. Егорий наказывает только провинившихся людей, которые, к примеру, не знают меры в охоте на волков. По белорусскому фольклору пастыря называют звиря пасе, обозначая этим эпитетом Юрия (Георгия Победоносца). По поверьям, ненависть волков к людям обостряется со дня Ильи-Пророка, именно в это время открываются волчьи норы, а с Юрия Холодного (9 декабря) волки подходили к деревням наиболее близко. Для того, чтобы задобрить хозяина волков, крестьяне оставляли в лесу одно домашнее животное. В Николин день крестьяне клали железо в печь, а также втыкали нож в стол или в порог, произнося при этом молитву, дабы защититься от волков. Период со дня Ильи до Крещения объявлялся волчьими праздниками. Только после крещенского водосвятия пропадает волчья смелость.
Имеется предания, связанные с Дракулой, повествующие о том времени, когда Влад только сбежал из плена, отрекшись от Господа. В предании говорится, что дьявол уберёг его от опасности в лесу, снабдив помощником. В лесу Влад встретился с Волчьим царём, который дал ему в проводники огромного волка. Годы спустя, когда Влад уже лишился своей человеческой природы, став вампиром, он решил подчинить себе всех существ в окрестностях Карпат. Знал он и то, что волчий пастырь самый опасный из них. Сперва Дракула похитил заколдованный нож и шкуру, без которых пастырь терял своё могущество над волчьей природой. Вероломный поступок Влада сделал его самого волчьим пастырем. Волчий царь стал верным рабом Дракулы, не осмеливаясь нападать на хозяина, боясь, что тот сожжёт шкуру. Этим и объясняются поверья цыган, румын и молдован о вражде вампиров и оборотней.
Подобными функциями обладают и ведьмаки, разве, что у ведьмаков более широкий кругозор общения с нечистой силой, чем у пастырей, которые управляют только лишь волками.