Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Ирин - маленькая серая сова

Австралийская мифология
Даен Ирин спал очень чутко. Когда враг ночью пытался прокрасться в стойбище, чтобы убить кого-нибудь из его рода копьем или размозжить голову дубинкой бунди, ему не удавалось этого сделать, если здесь был Ирин. Как только враг приближался к стойбищу, Ирин кричал:

- Мил! Мил! Мил! Смотрите! Смотрите! Смотрите! - Так он предупреждал об опасности.

Когда Ирин умер, все даены горевали и говорили, что теперь их враги наверняка застанут их врасплох. Ведь никто не слышал так хорошо, как чуткий Ирин.

Тело Ирина положили в гроб из коры и окрасили красной краской. Пока краска еще не высохла, старший виринун рода провел по гробу ногтем от одного конца к другому, затем поперек, нарисовал крест. Вокруг гроба устроили корробори и пели похоронную песнь. Вечером отнесли гроб к приготовленной могиле. Все были разрисованы, волосы даены украсили перьями и листьями, вокруг бедер, колен, запястий и лодыжек и в отверстия носа прицепили ветки священного дерева зил. В руках они тоже несли пучки священного дерева.

На дно могилы положили бревна, покрыв их толстым слоем веток зил, на них поставили гроб. Все пели печальные, похоронные песни рода, то нараставшие, го затихавшие, как волны.

Затем поднялся старый виринун и сказал, что и они когда-нибудь умрут, как Ирин, что им следует соблюдать законы Вайаме, иначе, когда они попадут на небо Буллима, им не разрешат там остаться, а пошлют в место нечестивых Илианба Ванда.

После этой речи на гроб бросили еще ветвей и положили в могилу принадлежавшие умершему вещи - ковры, оружие, пищу - все то, что ему понадобится в пути к священной горе Уби-Уби.

Пока все это происходило, старший родственник умершего стоял в могиле, охраняя его тело от злых духов Ванда, пока земля не покрыла его. Он стоял, а остальные пели:
Мы пойдем за пчелой в эвкалиптах;
Мы последуем за ней к ее гнезду в кустарниках.
Мы найдем мед на деревьях гури;
Но чуткий Ирин больше с нами не пойдет.

Оплакивающие запричитали, а виринуны снова запели:
Мы много раз ставили сети в реке;
Много крупной трески мы ими ловили;
Но чуткий Ирин не пойдет больше к реке;
Он больше не будет натираться жиром трески;
Ирин больше не будет есть треску.

Мы будем убивать копьем Бору в горах,
И Диневан будет падать, когда мы метаем копья;
Но Ирин не будет больше охотиться с нами,
Никогда больше не будет Ирин есть нашу добычу;
Мы будем часто охотиться и часто находить добычу;
Но вдова Ирина не будет разжигать огонь к его приходу.

Все снова громко запричитали, а потом виринуны продолжили погребальное пение:
Никогда больше чутко спящий
Не будет кричать: "Мил! Мил! Мил!" - когда враг будет
Приближаться к нам;
Наши черепа будут раздроблены и тела проткнуты копьем;
Больше не сможет Ирин предупредить нас своим криком;
Только его дух может приходить к нам.
Давайте сделаем ему приношение.

Оплакивающие с громким плачем схватили каменные топоры камбу и порезали себя, чтобы кровь стекала в могилу. Никогда прежде не было подобного приношения. Затем могилу быстро засыпали землей, а даены в это время плясали вокруг нее и пели похоронный гимн.

Когда могила наполнилась землей, все окурились в густом дыму костра, куда вирииуны бросили ветки бузы, чтобы очиститься от невидимых духов, находившихся вокруг.

Детям и женщинам с маленькими детьми не разрешалось присутствовать дольше на похоронах, Поэтому, когда могилу засыпали, женщины ушли в новое стойбище - ведь старое теперь стало местом смерти, гаммарал. На дереве сделали пометку, что на это место наложено табу и его нельзя посещать.

Когда женщины ушли, все мужчины стали вокруг могилы во главе со старейшим виринуном, смотревшим на восток. Мужчины склонили головы, как при первом посвящении, а виринун поднял голову и, глядя туда, где было Буллима, сказал:

- Байаме, допусти дух Ирина в Буллима. Просим тебя, спаси его от Илианба Ванда, места нечестивых. Допусти его в Буллима, и пусть он парит там - ведь Ирин был велик на земле и верен твоим законам. Услышь наш крик, о Байаме, и пусть Ирин войдет в мир красоты, изобилия и отдыха, так как на земле он был верен законам, которые ты нам оставил.

Стоя вокруг могилы, все печально пели надгробную песнь гу-неи. Затем мужчины покрыли могилу ветвями дерева зил и расчистили место вокруг могилы. По следам на расчищенном месте они утром узнают, какой тотем, или ма, вызвал смерть Ирина. Если это будут следы игуаны, то его смерть вызвал Биви из клана игуаны. Если будут следы эму, то виновным был Диневан.

Вдова Ирина вымазалась грязью, а лицо и голову сделала белыми. Она всю ночь спала около дымившегося костра.

Через три дня даены разожгли у реки огонь и повели туда вдову и ее сестер. Вдова выхватила дымящуюся ветку из костра и прыгнула с нею в воду. Когда ветка перестала дымиться, она глотнула пропитанную дымом воду. Затем она вышла из воды и постояла в дыму костра. Когда ее полностью обволок дым, она крикнула об этом людям в стойбище и, глядя на могилу мужа, снова закричала. Со стойбища ей крикнули, что дух мужа ответил ей и что она теперь может снова говорить. Ведь после смерти Ирина она должна молчать и только плакать.

Вдова вернулась в стойбище. Развели большой костер, и все окурились в густом дыму. Каждый раз, когда в стойбище приходил незнакомец, вдова окуривалась. Так она должна была поступать до тех пор, пока один из ближайших родственников ее мужа не возьмет ее в жены.

В течение нескольких месяцев после смерти Ирина каждый приходящий в стойбище чужестранец должен был на следующее утро петь похоронные песни. Постепенно к нему присоединялись другие, и все начинали петь. Затем все выходили со стойбища, собирались в круг, садились и плакали, покачиваясь из стороны в сторону.

Не однажды на них пытался напасть враг, но их спасал крик: "Мил! Мил! Мил!". Так повторялось каждый раз.

Один из их врагов умер и унес ненависть к ним с собой в другой мир, откуда вернулся в виде духа, чтобы напасть на них. Но они снова были спасены тревожным криком: "Мил! Мил! Мил!". Они узнали, что это кричала маленькая серая сова с черными кругами вокруг глаз. Предупредив об опасности, она улетала. Узнав об этом, злой дух Ванда сказал:

- Зачем ты их предупреждаешь? Помолчи, когда я нападу на них в следующий раз. Посмотри, у меня есть бунди, я убью одного из их племени, и ты сможешь отведать его мяса.

Птица обещала молчать, и Ванда отправился в стойбище. Но когда он поднял бунди, чтобы нанести смертельный удар, в ушах спящего раздался крик: "Мил! Мил! Мил!". Оказывается, сова последовала за Вандой в стойбище.

- Зачем ты Это сделала? - сердито спросил Ванда.

- Я всегда буду делать так, как делала, когда была человеком Ирином, Разве мое племя не принесло обильное приношение кровью? Разве я не должна спасать их от Ванды, как прежде от старых врагов? Днем я буду отдыхать, а ночью летать около их стойбища, предупреждая криком об опасности.

С тех пор так было всегда. Дух чуткого Ирина поселился в маленькой серой сове, которая также зовется Ирин и всегда предупреждает свой старый род об опасности криком: "Мил! Мил! Мил!".
49
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: Мифы и сказки Австралии, Лангло-Паркер К., 1965
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.