Армянская мифология — комплекс мифологических сюжетов, образов и верований Древней Армении. Армянская мифология в основном сохранилась в эпическом фольклоре. Также в античных и средневековых армянских трудах сохранились краткие тексты, формулы и имена древнеармянских богов.
Основные черты древнеармянской мифологии.
Можно выделить ряд характерных особенностей древнеармянской мифологии:
- Большая часть древнеармянских мифов со временем подверглась историзации и трансформировалась в мифо-историческую эпику. Вследствие данного процесса образы древних богов и героев легли в основу образов этнархов (первопредков) армян, царей, князей и основателей княжеских родов: Хайк, Арам, Ара Прекрасный, Тигран, Деметр и Гисане, Ваагн и другие. Все мифические события были включены в конкретную географическую среду.
- Противостояние между силами хаоса и порядка трансформировалось в военно-политическую и этно-социальную борьбу армянского народа с чужими этническими вождями и правителями иноземных вражеских государств: например, с вавилонским титанидом Бэлом, ассирийской царицей Шамирам-Семирамидой, мидийским царём-вишапом (драконом) Аждахаком и т. д. Таким образом, в древнеармянской мифологий прослеживается устойчивая бинарная оппозиция «своих» (то есть армян) и «чужих» . Армяне со времён прародителя Хайка стабильно предстают созидателями и борцами на своей родной земле, в то время как враги («чужие») непостоянны и на протяжении истории сменяют друг друга (вавилоняне, ассирийцы, мидяне, сирийцы и другие).
- В результате историзации и эпизации древнеармянской мифологии между различными героями возникла генеалогическая связь. Из-за разной тематики некоторых сюжетов часть мифов не сформировала эпической целостности (например, о Хайке, Араме, Аре Прекрасном, Торке Ангехе), в то время как некоторые мифы объединились в эпический цикл (например, «Випасанк»).
- Армянская мифология — это единая мифо-историческая система, в которой отображены важные исторические события армянского народа. Армяне традиционно определяли хронологию своего этногенеза (формирования народа) доурартскими временами и окончание данного процесса — периодом образования царства Урарту. Последняя фаза этногонической традиции представлена преданием об Аре Прекрасном и Шамирам, которым заканчивается мифическое время и начинается реальное (профаническое), то есть настоящая история.
Выделяют 5 основным мифологем и мотивов в армянской мифологии:
- миф об астральном герое — божественном лучнике-охотнике, который борется против демона тьмы (например, миф о Хайке и Бэле);
- миф об умирающем и воскрешающем божестве (например, миф об Аре Прекрасном и Шамирам);
- миф о вишапе (драконе) и космическая борьба (например, мифы о Тигране и Аждахаке, Ваагне-Вишапоборце, об Артавазде и вишапидах или драконидах);
- миф о герое, заключённом в пещеру (например, об Артавазде, Шидаре, Ерванде и др.);
- миф о культурных героях-близнецах (например, о Санасаре и Багдасаре, Мамике и Конаке, Деметре и Гисане, Ерванде и Ервазе и т. д.)
После принятия в Армении христианства как государственной религии (301 г.) древние мифы верования подверглись трансформации. Христианские персонажи переняли функции архаических богов: например, св. Карапет (Иоанн Креститель) впитал некоторые черты громовержца Ваагна и бога Тира.