Составной частью скандинавской мифологии является исландская мифология, первая при этом сама является ветвью мифологии германских народов. В исландских сагах эта страна представляется ядром скандинавского мира. Но в последующие века на её мифологию заметно повлияло христианство. Главным источником знаний о мифологии исландцев является прозаическая и поэтическая Эдда.
Вначале идёт «Старшая Эдда», в которой собраны поэмы, посвящённые богам и героям незапамятных времён. Здесь представлены героические и мифологические песни. В 1643 году был найден «Королевский кодекс» – единственный список этих песен. Для эддической поэзии характерна анонимность – авторов никто не знает, она имеет довольно простую форму, а содержание может касаться не только богов и легендарных героев, но и правил житейской мудрости. Эддическим песням присуща насыщенность событиями и действиями. В каждой песне рассказывается об одном эпизоде из жизни героя или бога, сложена она предельно лаконично. Условно «Старшую Эдду» разделяют на 2 части: песни о богах касаются мифологической стороны прошлого, а вторая часть посвящена героям. Наиболее известна в «Старшей Эдде» песня «Прорицание вёльвы», которая описывает прежний мир от момента его сотворения до трагической гибели богов, приведшей к возрождению нового мира.
«Младшую Эдду» можно условно назвать справочным руководством, в котором находится описания богов и их деятельности, здесь же есть некоторые истории о жизни героев и богов.
По мнению историков, составляющие «Поэтическую Эдду» саги обрели свой теперешний вид в промежутке 900-1050 годов. Примерно в 1220 году исландский скальд Снорри Стурлусон составил «Прозаическую Эдду». Фактически эта древняя мифология была открыта повторно, что с энтузиазмом восприняли все германские народы. Эдды стали бесценным достоянием всего человечества.
Боги в скандинавской мифологии делятся на две категории: младшую представляют «ваны», ответственные за плодородие, а старшую – «асы», связанные с военным делом. Есть точка зрения, что асы были богами воинственных викингов, а ваны больше почитались их оседлыми родственниками. Асы жили в Асгарде – небесной стране богов, верховным среди которых был Один. Помимо Одина в пантеоне была ещё дюжина богов: Тор, Тюр, Бальдр, Браги, Хеймдалль, Видар, Хёд, Вали, Локи, Фрейр, Ньёрд, Улль. Ваны некоторое время враждовали с асами.
Были в пантеоне и женщины-богини:
• жена Одина Фригга, ведающая судьбами;
• богиня любви Фрейя;
• хранительница молодильных золотых яблок Идун;
• жена громовержца Тора златовласая Сиф (возможно, связанная с плодородием);
• были и другие богини.
Одину с его дружиной в небесном дворце Вальхалле прислуживали девы-валькирии, решавшие судьбу воинов во время сражений и избиравшие героев, достойных Вальхаллы. В этом дворце Одина, находившемся в Асгарде, был колоссальный пиршественный зал.
Помимо древних богов, исландцы верили, а многие и продолжают верить в существование эльфов, троллей и гномов, причём эти мифические персонажи несколько отличаются от тех, которые «живут» в других частях Скандинавии. Так, у норвежцев тролли небольшие, а у исландцев – великаны, живущие в горах. Гномы же, как им и положено, живут среди скал и под землёй. В Исландии последние называются «хульдуфоулк», то есть, «подземные жители», чей мир является словно зеркальным отражением нашего, в остальном же они похожи на нас. Исландцы глубоко верят во всё сверхъестественное, поэтому многочисленные исландские сказки полны чудес, и вообще они прекрасно отражают глубину древней исландской культуры.