Наиб. развитый жанр – героический эпос: сатыы олонгко – «пешее олонгко» (без песен. вставок) или ырыалаак олонгко – «олонгко с песней». Героич. сказания могли исполнять только особо избранные, одарен. люди. По содержанию, сюжет. строю и худ. особенностям долг. олонгко близко сев. якут. эпосу. Герой сказаний – защитник людей и обитателей неба от жителей Нижнего мира. Для языка олонгко характерно обилие архаизмов, своеобраз. синтаксис, мн. сравнений, гипербол; нередки заимствования из рус. и эвенк. яз. Широко распространены сказки: о животных, волшебные, новеллистические. Сказки о животных – основа сказоч. репертуара для детей; их попул. героиня – лиса-обманщица. В волшеб. сказках нередок мотив оборотничества, превращения в животных; новеллистич. отражают различ. стороны традиц. быта долган. Иногда сказки излагаются стихами или ритмизир. прозой. По сюжету они часто совпадают со сказками сосед. народов. Мифы долган отражают различ. этапы развития об-ва, начиная с эпохи тотемизма. В них повествуется о трехчастном строении мира, божествах и духах, живущих в Верхнем мире, об отношении к умершим и Нижнему миру, о чудесах, совершаемых шаманами, о снежных людях и великанах. Предания посвящены рассказам о межплемен. отношениях, столкновениях богачей и бедняков, о богатырях-защитниках обездоленных. Долг. песни изучены мало. Судя по имеющимся материалам, у долган бытовали колыбел., дорож., любов., «личные» песни, частушки. Исполняются они как обычным, так и горловым пением.
1-м исследователем Д. ф. был этнограф А.А. Попов. В ходе экспедиций ему удалось собрать немало ценного фольклор. материала от талант. исполнителей прошлого. Е.И. Убрятова также зафиксировала большое кол-во долг. фольклор. текстов. Значит. вклад в изучение Д. ф., в первую очередь эпоса, внес П.Е. Ефремов. Он первый опубликовал олонгко на долганском яз. Изучением музык. культуры долган занимались музыковеды В.С. Никифорова, Г.Г. Алексеева.