Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Ашера, Asherah

Ăshêrâh, Асира́т, Атира́т, Ашира́т, Аше́рду(ы), Аше́рту(ы)
Ашера, Asherah Ашера, Asherah Ашера, Asherah Ашера, Asherah Ашера, Asherah Ашера, Asherah
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Семитская мифология
Аше́ра (ивр. ‏אֲשֵׁרָה‏‎, ăshêrâh; угар. Aṯiratu, Асира́т, Атира́т; аккад. Aširat, Ашира́т;хетт. a-še-ir-tu4, Аше́рду(ы), Аше́рту(ы); кат. ʾṯrt, Атира́т) — ханаанская и финикийская богиня плодородия. В религии Угарита верховная богиня, жена Эля, праматерь и владычица богов и людей.

В Ветхом Завете имеет сильную взаимосвязь с деревьями — столбами Ашеры, которые устанавливались в местах почитания богов. Такие деревья были установлены в Первом храме, пока царь Иосия не срубил их. Синодальный перевод заменяет имя Ашеры словами «роща», «дубрава», «идол дубравный», «дерево» и «Астарта».

Надпись найденная в Кунтилет-Аджруде говорит об «Яхве Самарийском и его Ашере», из чего некоторые учёные делают вывод о супружеской связи этих божеств.

В её честь названы холмы Ашерат на Венере и астероид (214) Ашера, открытый в 1880 году.

⭕ ЭТИМОЛОГИЯ И ЭПИТЕТЫ

В угаритских текстах Ашера фигурирует под именем Асират или Атират, ʾAṯiratu. Источники до 1200 г. до н.э. почти всегда называют Ашеру полным титулом rbt ʾṯrt ym или rbt ʾṯrt. Эта фраза встречается 12 раз только в Цикле Баала. Титул rbt чаще всего произносится как rabītu, хотя ученые иногда используют варианты rabat и rabīti. По-видимому, аккадского происхождения, rabītu означает «госпожа» или буквально «великая женщина». В Цикле Баала, она выступает в защиту своего сына Яма, бога моря, в его борьбе с Баалом. В соответствии с этим, титул Ашеры иногда переводят как «Госпожа Асират моря», «та, что ходит по морю», или «великая госпожа, которая попирает Яма». Сунг Джин Парк полагает, что имя Ашеры может быть образовано от формы пассивного причастия, обозначающего «та, за которой следуют (боги)», то есть «прародительница богов», что соответствовало бы образу Ашеры как «матери богов» в угаритской литературе.

Некоторые переводчики и комментаторы предполагают, что имя Ашеры происходит от угаритского корня ʾaṯr, «шагать», однокоренного с древнееврейским корнем ʾšr, имеющим то же значение. Были предложены альтернативные переводы её титула на основе этой предполагаемой этимологии, такие как «та, что ступает на морского дракона», или «та, что ступает на Тир». Первый из них, по-видимому, является попыткой предать Ашере вид хаоскамфа. Более поздний анализ этого эпитета привел к иному переводу: «Госпожа Ашера дня» или «Леди — День».

Ашера появляется в аккадских источниках под именем Ашират, Aširat; в хеттских, как Ашерду(ы) или Ашерту(ы), a-še-ir-tu4. Несколько аккадских источников также сохраняют аморейские теофорные имена, в которых используется слово Ашера, обычно появляющееся как Аширату, Aširatu или Ашрату, Ašratu. Так, в письмах из Амарны упоминается царь амореев по имени Абди-Аширта, «слуга Ашеры».

Богиня упоминается в Библии под именем Ашера, `ăshêrâh (אֲשֵרָה), хотя в русских изданиях Библии её имя переводится, как «Астарта», «столб» или «дерево». Устаревшая этимология переводит её имя, как «воздвигнутая», возводя имя к фразе на иврите «быть прямым», ישר-אשר. Также предложена этимология «счастливая» или «награждающая счастьем».

⭕ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ашера считается супругой шумерского бога Ану и угаритского Эля — одних из древнейших божеств в соответствующих пантеонах, из-за чего её роль в религии Угарита была высокой.

⭕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ

Между десятым веком до н.э. и началом вавилонского плена в 586 году до н. э. политеизм был нормой на всей территории Израиля. Поклонение исключительно Яхве утвердилось только после изгнания, и, возможно, только во времена Маккавеев во втором веке до н. э., где именно тогда монотеизм стал всеобщим среди евреев. Некоторые библеисты считают, что Ашера одно время почиталась как супруга Яхве, национального бога Израиля.

✏ Библия

Имя Ашеры встречается в еврейской Библии сорок раз, но в английских и русских переводах оно значительно сокращено: в переводе Вульгаты Библии короля Якова на английском вместо имени Ашеры используется слова grove, «роща» или groves, «рощи»; в русских используются слова «Астарта», «столб» или «дерево». На греческий язык в Септуагинте Ашера переведена, как ἄλσος, «роща» во всех случаях, кроме Ис. 17:8, где используется Ἀστάρτη, «Астарта», а также в Ис. 27:9 и 2 Пар. 15:16; 24:18, где используется греческое δένδρα, «деревья». В Вульгате на латыни даны слова lucus или nemus, где оба означают слова «роща» или «лес». Таким образом, в Библии Ашера имеет сильную взаимосвязь с деревьями (3 Цар. 14:23; 4 Цар. 17:10; 16:4). На роль кандидатов деревьев Ашеры были предложены: виноградная лоза, гранат, грецкий орех, мирт и ива.

Полагалось, что термином «Ашера» обозначалось святилище женского божества, а не само божество, но так как текст Библии упоминает её изображения (3 Цар. 15:13, 4 Цар. 21:7, 2 Пар. 15:16), посвящённые ей сосуды и другие предметы (4 Цар. 23:4), её капища (4 Цар. 23:7) и пророков (3 Цар. 18:19), а также её упоминание сопровождаясь выражениями «воздвигнуть», «разрушить», «сжечь» и т. п., обозначает каменные статуи богини (Исх. 34:13; Втор. 7:5; 12:3; Суд. 6:25), историк Красный-Адмони приходит к выводу о существовании Ашеры, как отдельной богини. Из Втор. 16:21 и Суд. 6:25—30 следует, что идол Ашеры также сооружался из дерева.

Культ Ашеры начинает упоминаться в 12 главе Второзакония, где Яхве повелевает разрушить её святилища, чтобы сохранить чистоту своего поклонения (Втор. 13:3, 4). Дальнейший культ Ашеры развивается в эпохе Судей (Суд. 3:7; 6:25); и продолжается во времена Авия (3 Цар. 15:13) и позже он особенно широко был распространен в Иудее (4 Цар. 18:4; 21:3; Ис. 17:8; Мих. 5:13). Дед Иосии Манассия воздвиг одну статую (4 Цар. 21:7), а сам Иосия, срубил идолы Ашеры в иерусалимском храме Яхве, где они были установлены (4 Цар. 21:7; 23:6). В Израильском царстве культ Ашеры был введен Иеровоамом (3 Цар. 14:15; 4 Цар. 13:6; 23:15), и достиг расцвета при Ахаве (3 Цар. 16:33; 4 Цар. 21:3) под влиянием его жены его Иезавели (3 Цар. 18:19), которая принесла с собой сотни пророков Баала и Ашеры к израильскому двору.

Книга Иеремии, написанная около 628 года до н. э., возможно, говорит об Ашере, когда использует титул מְלֶכֶת הַשָּׁמַיִם, «царица небесная» в Иер. 7:16—18 и Иер. 44:17—19, 25. Сьюзен Акерман и Ненси Боуэн считают, что существует связь между положением гебиры, (gəḇīrā) в царском дворе и поклонением Ашере (3 Цар. 15:13; 4 Цар. 10:13).

✏ Ашера и Яхве

Дальнейшие свидетельства поклонения Ашере находятся в иконографии и надписях восьмого века до н.э., обнаруженных в Кунтилет-Аджруд в северной части Синайской пустыни, где на кувшине для хранения изображены три антропоморфные фигуры и несколько надписей. Найденные надписи относятся к Элю и Баалу, а две включают фразы «Яхве Самарийский и его Ашера» и «Яхве Феманский и его Ашера». Ссылки на Самарию (столицу Израильского царства) и Феман (в Эдоме) предполагают, что у Яхве был храм в Самарии, и в то же время поднимают вопрос о взаимоотношениях между Яхве и Косом, национальным богом Эдома. «Ашера», о которой идет речь, предположительно, является культовым объектом, хотя связь этого объекта, возможно, в виде стилизованного дерева, с Яхве и богиней Ашерой, супругой Эла, неясна. Сунг Джин Парк полагает, что израильтяне могли считать Ашеру супругой Баала, из-за борьбы против культа Ашеры, на которую повлияли историки-девтерономисты в поздний период Израильского царства. В надписи на горшках с благословениями от «Яхве и его Ашеры» изображена корова, кормящая своего телёнка.

✏ Финикийская религия

В Финикийской истории Санхуниатона, имя Диона, которое, как и имя ʾЭлат, означает «богиня», вероятно ассоциируется с Ашерой, потому что для них был так же был использован эпитет «богиня высшего качества», который применялся для описания Ашеры в Угарите.

⭕ АРАБСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО

Ашера засвидетельствована в виде Атират (катабанский: ʾṯrt) в доисламской арабской мифологии Южной Аравии, а также как супруга бога луны `Амма.

Один из камней Таймы (CIS II 113), обнаруженный Чарльзом Хубером в 1883 году в древнем оазисе Тайма в северо-западной Аравии, и ныне находящийся в Лувре, датируется временем ухода Набонида в отставку в 549 году до нашей эры. На нём имеется надпись на арамейском языке, в которой упоминаются божества Таймы: Зелем из Махрама, Ṣelem of Maḥram (צלם זי מחרמ); Шингала, Šingalāʾ (שנגלא); и Ашира, ʾAšîrāʾ (אשירא), которая, возможно, может быть Ашерой. Неясно, было ли это имя арамейской вокализацией угаритского Асират, ʾAṯirat или более поздним заимствованием из древнееврейского Ашера, ʾĂšērāh. В любом случае корнем обоих имён является прасемитское *ʾṯrt.

Арабский корень ʾṯr, как в слове ʾaṯar` (أثر), «след», схож по значению с еврейским ʾāšar, означающим «ступать», который используется в качестве основы для объяснения эпитета Ашеры: «морская» как «та, что ступает по морю». Арабский корень يم, yamm также означает «море», как и в угаритском.
300
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: wikimedia.org
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.