Эмпуса - в греческой мифологии женщина-демон, мифическое существо с ослиными ногами, напоминающее вампира (упыря), высасывающего по ночам кровь у спящего человека. Несмотря на немногочисленные упоминания об этом существе или существах, можно предположить, что эмпуса - персонаж довольно известный, и, скорее, всего, принадлежит к низшим демонам подземного мира, фигурируя в основном в памятниках, связанных так или иначе с народной культурой.
Из упоминаний эмпусы в комедиях Аристофана "Лягушки" и "Законодательницы", можно сделать вывод, что эмпуса - это обитательница подземного мира, она умеет изменять свой облик, хотя и имеет устоявшиеся атрибуты - бронзовую ногу и пылающее лицо.
В комедиях Аристофана эмпуса выступает как существо устрашающее и, возможно, опасное. Само упоминание его в драматических произведениях свидетельствует о широкой распространённости знания об эмпусе, так как постановки были рассчитаны на широкие массы и, соответственно, их реалии должны взывать к традиционному, распространённому, "разделяемому обществом знанию". Об этом говорит и упоминание этого существа Демосфеном в своих "Речах", которые также произносились при больших скоплениях народа.
Против подобных зловредных существ широко употреблялись разнообразные охранные амулеты, драгоценные камни, которые, как считалось, обладали различными чудесными свойствами. Автор II в. н.э. Дионисий упоминает о том, что для эмпус страшна яшма: "Это море представляет много и другого чудесного для людей, а также производит кристалл и тёмную яшму, страшную для эмпус и других привидений."
В истории Флавия Филострата "Жизнь Аполлония Тианского", образ эмпусы ещё более обогащается, а также становится ещё более понятна связь эмпусы с ламией.
Часто упоминаемая связь эмпусы с Гекатой, а также предположения, что эмпуса - один из эпитетов этой богини происходит по-видимому не из античности, а из византийского словаря X в. "Свиды", информация которого восходит тем не менее к античным памятникам, до нас не дошедшим. В изображении "Свиды", эмпуса — демонический призрак, насылаемый Гекатой злополучным людям либо это и есть сама Геката. "Свида" также упоминает ещё два имени для эмпусы - "Ойнополь", так как она появляется из темноты, либо потому что наделена способностью менять обличье, а также "Оноскелис" (греч.: "с ослиными ногами"). Последнее имя часто считают самостоятельным демоном, встречающимся в "Завещании Соломона" — иудейском памятнике написанном на греческом. Там Оноскелис описывается как привлекательная женщина с ослиными ногами, т.е. по внешности — это не что иное, как сатир женского пола.
Образ эмпусы остаётся крайне сложным для объяснения и интерпретации, а слишком обрывочные и разнородные упоминания не дают полно осветить историю этого существа. Несомненно то, что образ этот восходит скорее всего к народной мифологии Греции и относится к разряду суеверий и народных представлений о демонических существах подземного мира. Также можно предположить, что образ эмпусы испытывал влияния функционально схожих существ, таких как ламия, мормолики и других, но в свою очередь, не передал свои оригинальные черты более поздним схожим существам.