Получеловек-полузмей, которому подвластно всё богатство Урала. Кому-то он может показать золото и драгоценные камни, а кого-то и наказать, если человек слишком жаждет богатств...
Легенда о Великом Полозе — не совсем легенда. На самом деле много лет назад встречались здесь самые настоящие, а не мифические гигантские полозы. Возможно, живут они и сегодня, просто очень хорошо прячутся от людей.
⭕ ПРЕВРАТИВШИЙСЯ В ГОРЫ
Древние жители Урала, манси и зыряне, пытаясь объяснить себе, как появился горный хребет, протянувшийся почти на 3 тысячи километров, придумали легенду. Мол, жил когда-то гигантский змей-полоз, который задумал опоясать всю землю. Полз, полз, а потом остановился у Северного Ледовитого океана да и замёрз-окаменел.
О происхождении Уральских гор и их связи со змеями повествует и башкирский народный эпос «Урал-батыр». В нём говорится о борьбе богатыря за счастье людей со злыми силами природы — они воплощаются в образах драконов и змей. В пучине моря из врагов, убитых батыром, возникли Уральские горы.
К народным эпосам обращались позднее многие русские писатели. К примеру, Мамин-Сибиряк в своих знаменитых романах об Урале, таких как «Приваловские миллионы» и «Золото». Уральский писатель Евгений Пермяк так переработал легенду о происхождении Каменного пояса: «Из степей прикаспийских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуёй, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем… Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей. Более тысячи вёрст полз как по струне, а потом вилять начал. .. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть… Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел. Огневая кровь в нём нефтью стала, мясо — рудами… чешуя — самоцветами. А всё прочее — всем, что только есть в земной глубине, от солей до алмазов, от серого гранита до узорчатых яшм и мраморов. И никому не придёт теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были».
⭕ МУДРЫЙ ИСКУСИТЕЛЬ
Великий Полоз — это змей, образ которого восходит и к языческим змеям разных культур, символизирующим плодородие, бесконечность мира, домашний очаг, мудрость, и к христианской культуре, в которой змей символизирует искушение. Наиболее ярко, пожалуй, образ Великого Полоза, хранителя золота, описал в своих сказах на основе легенд горняков Среднего Урала Павел Бажов. Змей этот у него легко превращается в человека и наоборот: «И вот видят ребята — человека того уж нет… Из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костёр, вытянулось по земле и поползло это чудо к Рябиновке, а из земли все кольца выходят да выходят… Дошёл змей до Рябиновки и полез в воду, а вода сразу и замёрзла по ту и по другую сторону. Змей перешёл на другой берег, дотянулся до старой берёзы, которая тут стояла, и кричит:
— Заметили? Тут вот и копайте! Хватит вам по сиротскому делу. Чур, не жадничайте!»
Великий Полоз, по сути, воплощение мечты рудознатцев о благополучии, желании выбраться из нищеты. Так появлялись легенды о Великом Змее Урала. В одном из сказов Бажова Полоз показал сироткам, где можно найти золото, наказав им не жадничать. Тех, кто был слишком охоч до золота, он, наоборот, уводил от него, ещё и наказать мог, до драки людей довести или даже до убийства.
В этом сказе мудрый Полоз сразу распознал, к примеру, как падок на золото тонкогубый Костька, и впоследствии показал себя суровым и мстительным существом. Впрочем, он наказывал не только людей, но и одну из своих дочерей, змейку Золотой Волос, за то, что та посмела выйти замуж за башкирского богатыря Айлыпа. Согласно башкирскому народному фольклору, который, видимо, переработал Павел Бажов, Золотой Волос была девицей красоты невиданной и носила золотую косу длиной 10 сажен. Служанкой у неё была маленькая сухонькая старушонка, умевшая превращаться в лисичку. Она была ушами и ногами девушки-змейки, бегала по горам и лесам и обо всём сообщала Золотому Волосу: золотая коса у неё была слишком тяжёлой, и она не могла передвигаться. После каждого неудачного побега отец, Великий Полоз, наказывал дочь тем, что коса удлинялась по 10 сажен за раз и её любимый должен был ждать каждый раз по три года. Золотой Волос, как оказалось, не очень хорошо знала силу отца, да и вообще что-либо о нём. Из этого можно сделать вывод, что Великий Полоз мало интересовался дочерьми, но и отдавать их замуж не хотел. Так же, как не всем показывал свои сокровища.
⭕ СВЯЩЕННЫЙ ЗВЕРЬ
На самом деле Великий Полоз был не только легендой: когда-то в этих местах действительно водились гигантские змеи наподобие анаконды. Марийцы называли их шем кишке, что в переводе означало «чёрная змея» — «огромная, толстая, как бревно». Эти змеи прекрасно плавали, забирались на деревья и с них нападали на животных и даже людей. У вогулов же имелось для них другое название — ялпын уй, то есть «священный зверь». Появившиеся позже в тех местах русские назвали это существо Великим Полозом.
Примеров, когда люди воочию видели гигантских змей, предостаточно. Так, в 1870-х годах на Северный Урал приехал горный инженер по образованию и путешественник по призванию Лебединский. Сопровождал его местный житель, выступавший в роли проводника. Неожиданно прямо перед экипажем на дорогу выскочил огромный — полоз и мгновенно скрылся на другой стороне тракта. Когда Лебединский захотел преследовать его, проводник-манси стал отговаривать: у местных существовало поверье, что Полоз и его дети стерегут сокровища Урала и убить змею — значит навлечь на себя несчастье и гнев духов. Однако тот и слушать не стал, бросился за полозом и выпустил в него всю дробь. Как потом оказалось, длина полоза составляла 16 метров, а его шкуру Лебединский передал в Лондонский музей естествознания.
В 1886 году Иван Шеншин писал о вогулах Верхотурского уезда, что у них есть места, через которые они никогда не ездят в лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе. Видимо, они боялись потревожить живущее в воде опасное «божество». Побывавший на Урале академик Пётр Симон Паллас, естествоиспытатель, член Петербургской академии наук, назвал уральского удава coluber trabalis (в переводе с латыни — «огромная бревноподобная змея»). Ему довелось увидеть висевший в избе у крестьянина выползок — сброшенную в виде чулка кожу огромной змеи. Паллас хотел её купить, но крестьянин продать отказался. Находка выползка считалась тогда хорошим знаком.
Позднее, в 1889 году, в журнале «Природа и охота» была напечатана статья Уш-кова об уральском полозе. В ней говорилось, что «с начала весны в окрестностях деревни Поварни Бобровской появилась змея до 10 аршин длиной (около 711,2 сантиметра, — прим. авт.)… Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные…».
Встречу с необычным животным на родине Бажова, близ речки Полевой описал Владимир Суренков: «На большущем камне-плитняке, невесть откуда взявшемся у подножья горы, лежала и грелась змея. Змея лежала… свернувшись спиралью, а на теле лежала голова и смотрела на меня, уставясь, не мигая. Глаза были большие, выразительные, человеческие. Цвет тела неяркий, серый, с большими пятнами, чуть более тёмными. Не отрываясь взглядом от меня, змея стала раскручивать спираль и поползла от меня за каменную грань, в траву».
В конце 50-х годов XX века гигантский полоз появился на озере Аргази, и местные рыбаки его хорошо разглядели. Они в страхе и ужасе разбежались и долго потом не выходили рыбачить. Следующая встреча с гигантским полозом произошла летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово — его обнаружила местная женщина. В отличие от других очевидцев, женщина не испугалась, а стала бросать в змея камнями, и тот уполз восвояси.
В 1980-е годы на поверхности священного озера манси Тур-Ван всплывало в солнечные дни и блистало, как серебро, какое-то существо метров шести длиной. Крупную чёрную змею с необычными пятнами на теле видели и в окрестностях Тав-ды в 2001 году. Судя по описаниям очевидцев, по своим повадкам и физическим параметрам она была очень похожа на анаконду. Получается, что легенда о Великом Полозе Урала обернулась былью?