Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Гаруда, Garuda

गरुड, Гарутман (Garutmān), Гаганешвара (Gaganeśvara), Камаюша (Kamayuṣa), Кашьяпи (Kaṣyapī), Кхагешвара (Khageśvara), Нагантака (Nagāntaka), Ситанана (Sitānana), Судхахара (Sudhahara), Супарна (Suparṇa), Таркшья (Tarkṣya), Вайнатея (Vainateya), Вишнуратха (Viṣṇuratha)
Гаруда, Garuda Гаруда, Garuda Гаруда, Garuda Гаруда, Garuda Гаруда, Garuda Гаруда, Garuda Гаруда, Garuda
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Индийская мифология
Гаруда с санскрита дословно переводит как "всепожирающее (Солнце)".

В древнеиндийской мифологии Гаруда — царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну. В ведах Гаруда не упоминается, но в поздневедической литературе он отождествлён с Таркшьей, конём или птицей бога солнца (Таркшья — один из эпитетов Гаруды).

Гаруда — второй сын мудреца Кашьяпы и Винаты, дочери Дакши. У Кашьяпы было две жены, между собой сестры, — Кадра и Вината. Как-то Кадра попросила богов дать ей возможность родить тысячу могучих детей. И через пятьсот лет у нее родились тысяча сыновей — могучих и мудрых волшебников-нагов, видом напоминающих громадных змей. А завистливая Вината, в пику своей сестре, попросила дать ей родить только двух сыновей, но чтоб таких, которые превзошли бы в славе своей всех детей Кадры. И родила она два яйца, но, прождав 500 лет и не дождавшись рождения детей, одно яйцо она разбила. Там был развившийся только наполовину ребенок, которого назвали Аруной.

«Ты так торопилась иметь сына, мать, что родила меня уродливым и слабым. За это ты лишишься своей свободы и пятьсот лет будешь служанкой той самой женщины, с которой пыталась соперничать. Второй сын спасет тебя от этого унижения — если, конечно, мать, ты не разобьешь яйцо и не изувечишь его туловище и конечности, как ты поступила со мной. Если ты в самом деле хочешь иметь сына несравненной мощи, ты должна терпеливо ожидать его рождения, которое последует через пятьсот лет.»
— Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты.

Второй сын, который родился в Винаты, был Гаруда. Он и освободил свою мать, которая в результате проклятья старшего сына была служанкой у своей сестры Кадры. Когда Гаруда родился, боги, ослеплённые сиянием, исходящим от его тела, приняли его за Агни и восславили его как олицетворение солнца.

Устойчивый мифологический мотив, соединённый с Гарудой, — его постоянная вражда со змеями, «пожирателем» которых он является. Этот мотив, в частности, лежит в основе легенды о похищении Гарудой амриты, восходящей к ведийскому мифу о похищении сомы орлом Индры. Во время похищения Гаруда встречается в небе с Вишну. Вишну предлагает Гаруде дар, и Гаруда требует быть выше Вишну. Тогда Вишну помещает изображение Гаруды на своём знамени, но в ответ просит Гаруду быть его ездовым животным.

В духовном понимании добыча птицы Гаруды — змеи, гнездящиеся в умах неверующих и сомневающихся в Боге. В Индонезии ассоциируется с солнечной энергией. Согласно легенде, она принесла Индре и людям напиток сому с третьего неба.

Гаруда изображается существом с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом (Голова, грудь (женские), торс, ноги до колен у Гаруды человеческие; клюв, крылья, хвост, задние лапы (ниже колен) — орлиные). Впервые его изображения появляются на индийских монетах IV—V вв. В дальнейшем они становятся неотъемлемым атрибутом любого вишнуитского храма. Особенно широкое распространение культ гаруды получил в X—XII вв. в эпоху Матарама (раннего) и Кедири. Образ отражён в скульптуре и храмовых рельефах того времени (чанди Белахан).

От жены Уннати (или Винаяни) Гаруда имеет двух сыновей — Сампати и Джатаюса, однако по другим версиям, они дети брата Гаруды — колесничего солнца Аруны.

В буддийской мифологической интерпретации Гаруды — огромные птицы, вечные враги наг. Движение их крыльев порождает бурю. Им не удавалось успешно бороться с нагами, пока аскет Карамбия не научил их тайной мантре (молитве) «аламбаяна», и после этого наги уже не могли скрыться от Гаруды. Считается, что иногда Гаруды могут принимать человеческий облик и в одном из своих прошлых рождений Шакьямуни был их царём.

В ламаистской мифологии Гаруда — второстепенный персонаж: в мистерии цам (в Тибете и в Монголии) появляется в жертвенном круге вместе с локальными хозяевами — духами гор. Гаруда как победитель змей (в буддийской иконографии изображается со змеей в клюве) имеет некоторые демоноборческие черты. В монгольском варианте сказания о Раме Гаруда, называемый «пожирателем драконов (лу) и хозяев земли (сабдаков)», преграждает дорогу демонам, похитившим Ситу. Вошедший в мифологию монгольских народов как царь птиц, он выступает в ней одним из гигантов, властелинов.

Помимо того, Гаруда — популярный персонаж в фольклоре народов Центральной Азии и Южной Сибири (Хан Гаруди, монгольский: Хангарид, бурятский: Хэрдиг, калмыкский: hрд, алтайский: Кереде, тувинский: Херети, якутский: Хардай). В число «трудных поручений», которые получает сказочно-эпический герой, входит поход к Гаруде, живущему в неслыханно далёких краях. Гаруда традиционно находится в постоянном конфликте со змеем, поедающим его птенцов (они иногда представляются антропоморфными: в виде прекрасных девушек). Гигантский змей (например, Аврага Могой) выходит из океана в отсутствие Гаруды и нападает на его гнездо. Герой убивает змея, и благодарный Гаруда становится его чудесным помощником (сродни аналогичные сюжеты, связанные с птицей каракус или симург у тюркских народов). Популярный сюжет в современной деревянной пластике балийцев и в стилизованном виде — в раскраске яванского батика. Гаруда изображён на гербах Индонезии и Таиланда. В геральдике изображается с красно-золотым оперением или полностью золотой.
278
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: vk.com
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.