В эпосе монголов, бурят и близких им народов сказочные чудовища. В сказках мангус иногда - небольшое черное подвижное существо, а иногда его описывают как гигантское чудовище, в утробе которого вмещаются проглоченные им стада животных и толпы людей. Характерной особенностью является их многоглавость. Мангусы не имеют имен, в сказках их обозначают описательными прозвищами, например: «Пятнадцатиголовый Изогнутый Желтый мангас», «Двадцатипятиголовый Свернувшийся Черный мангас» и прочее, т.е., судя по описаниям, это существа, похожие на драконов.
Об их происхождении рассказывается по-разному. Есть красочная версия о том, что 75 черных мангусов в виде лягушек были рождены огромной черной женщиной, возникшей из пены ядовитого желтого моря. По устной бурятской версии Гесериады, мангусф возникли из сброшенных на землю останков злого восточного тенгри Ата Улана. Живут мангусы чаще всего в труднодоступных местах на краю обитаемого мира, в пустынях и в горах. Их жилищами являются обычно пещера, кочевая юрта, в более поздних сказаниях — терем, дворец.
Когда-то мангусов было много и они были сильны и опасны. Но затем в древней войне между героями и нечистью они потерпели поражение, и их заперли в подземной пещере. Однако мангусы не потеряли возможности перемещаться по миру и совершать всякие гадости. Они разоряют семейный очаг героев, похищают их имущество, стада, подданных, жену и других родственников, особенно красивых женщин. Часто мангусу помогают его мать и старшая сестра, реже встречаются жена и дочь чудовища. Все они — наделенные сверхъестественной силой безобразные страшилища, стремящиеся причинить вред герою. И нужно проявить храбрость, воинскую доблесть и смекалку, чтобы в конце концов одолеть мангуса и избавить родину от напасти.
Под воздействием ламаистских представлений, образ мангуса несколько трансформируется: множественность форм "внешней души" ассоциируется с множеством воплощений чудовища; отсюда, по-видимому, появление поздней черты образа мангуса - способность к оборотничеству (особенно в эпосе о Гесере). Под влиянием индийской и тибетской мифологий мангус (главным образом сказочного типа) перенял ряд черт, свойственных индийским ракшасам, тибетскому сринпо и др. В монгольских шаманских призываниях фигурирует некое божество "всесильный мангус-тенгри".
Согласно некоторым мифологиям, мангус способен изменять внешность, превращаясь в любое живое существо по желанию.