греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир.
Величайший из богов в древнеегипетской мифологии, бог производительных сил природы, бог возрождения, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Царствуя над Египтом, Осирис научил египтян земледелию, садоводству, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
По преданию, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем богини плодородия Исиды, братом «владычицы дома» - богини Нефтиды, братом бога ярости, войны и смерти Сета, отцом бога неба и царственности Хора и бога-покровителя умерших Анубиса.
Осирис был четвертым из богов, царствовавших на земле в начальные времена. Он унаследовал от отца престол двух Египтов. Это было во времена божественных династий. Создатель мира Ра и его потомки Шу и Геб уже правили на земле. Постарев и устав от человеческой неблагодарности, они удалились на небо, не познав смерти. Легенда гласит, что со времен своего сотворения, мятежное человечество ожидало бога, способного привести его в повиновение. Этим руководителем и был Осирис. Когда он родился, "голос провозгласил миру, что Владыка всего сущего появился на свет". Осирис преуспел там, где предки его потерпели поражение, и этим он обязан, быть может, волшебным чарам Исиды, его сестры-супруги. Божественная чета преодолела все препятствия очарованием красоты, мудрости и доброты.
Однако злой бог пустыни, младший брат Осириса – Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ларец по росту Осириса и пригласил к себе на пир. Ларец, украшенный драгоценностями, должен был достаться тому, кому придется впору. Когда Осирис по примеру других гостей лег в него, Сет и его друзья заколотили ларец и бросили его в Нил.
Узнав об этом, Исида отправилась на поиски тела мужа. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Но охотившийся здесь Сет случайно обнаружил тело брата. Тогда он разорвал его на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида с помощью богов собрала все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида родила от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Уаджет Гора (охраняющий глаз) воскресил Осириса из мертвых, однако он не пожелал возвратиться на землю и остался царем мертвых, став владыкой подземного мира. Осирис завещал Гору править царством живых, благословив его на борьбу с Сетом.
ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ МИФА
Осирис — один из наиболее знаменитых и значимых богов древнего Египта, воплощавший собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть.
Осирис связан с природой, и связь эта сохранялась на протяжении всей истории Египта. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, но чаще — черным, как плодородная египетская земля или зеленым, как символ возрождения сил природы.
Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нем сохраняется, даже в мертвом.
Как бог мертвых и царь загробного мира, Осирис воспринимался судьей загробного мира. Считалось, что перед ним предстает покойный, чье сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини правды Маат, а на другой – сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.
Сначала Осирис отождествлялся только с умершим и возродившимся царем. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется Осирису, его называют именем Осириса. Но начиная с эпохи Среднего царства, каждый умерший египтянин отождествляется с Осирисом. Это объясняется тем, что умерший, подобно Осирису, оживает после смерти. Во всех заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя Осириса.
При значимости Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшей частью его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение вечной жизни.
Мифы об Осирисе обладают богатой символикой. Обычно Осириса изображали в человеческом облике, облаченного в саван, со скрещенными на груди руками, в которых он держит главные символы высшей власти – царские скипетры хекет и нехеху (скипетр и плеть) – важнейшие атрибуты верховного божества. Важный атрибут Осириса — корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя высокими перьями, как правило, небесного цвета, что является символом божества и величия. Осириса часто изображают с двумя коронами – Верхнего Египта с солнечным диском и с перьями. На изображениях гробницы Осириса часто присутствует зелень: это может быть дерево, растущее рядом с гробницей, где пребывает душа Осириса в виде феникса; либо дерево, проросшее через гробницу и обвившее ее своими ветвями и корнями; либо из самой гробницы растут четыре дерева.
Важным символом Осириса является священная ладья Нешмет. Во время мистерий во славу Осириса, символическое его воплощение выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно, пробужденным от смерти. По преданию, Нешмет вместе с возрождающимся божеством приносила вечную жизнь царю и его предкам. Египтяне сами хотели после своей смерти принять участие в поездке Нешмет, чтобы воскреснуть также, как Осирис. Образ солнечного корабля связывался с мыслями о переселении мертвых, что дарило людям надежду на загробную жизнь.
В мифах об Осирисе фигурирует сюжет о соколином оке Гора, которое Сет вырвал у него в бою. Исцеленный богами глаз Гор использовал для воскрешения отца – бога Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчлененное тело срослось, подобно восстановившемуся глазу. С тех пор око Гора стало амулетом, который носили и фараоны, и простые египтяне.