Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Пайналь, Painal

Пайналь, Paynal, Paynalton
Пайналь, Painal Пайналь, Painal
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Мифология ацтеков
Пайнал, Пайналь (исп. Paynal, Painal или Paynalton) — «Торопливый», «Стремительный». В мифологии ацтеков - посланник или наместник (ixiptla) Уицилопочтли, который иногда служил от его имени (особенно во плоти во время праздников). Бернарди́но де Саагу́н называл его старшим капитаном (mayor capitan) Уицилопочтли и обожествлял после его смерти.

Жак Сустель (Jacques Soustel) описывает шествие Пайнала, "заместителя" Уицилопочтли, следующим образом:
На заре начиналось великое шествие Пайналя, незначительного бога-посланца, который изображал Уицилопочтли. Процессия двигалась от центра столицы к Тлателолько, оттуда — к деревням побережья, Попотлану и Чапультепеку и далее к окраинам Койоакана. Время от времени процессия останавливалась, и некоторые из жертв расставались с жизнью. Когда Пайналь, описав этот большой круг, вновь появлялся в Теночтитлане и ступал на священную огороженную территорию вокруг храма, раздавался звук раковин, и пленников одного за другим приносили в жертву на камне перед воротами храма Уицилопочтли.
Процессия описана в книге Макса Харриса "Aztecs, Moors, and Christians: festivals of reconquest in Mexico and Spain". На рассвете десятого дня месяца Панкецалистли (кульминация празднеств, посвященных Уицилопочтли) ложный жрец с "маленьким изображением" Пайнала, сделанным из теста, выходит из Хуэй Теокари и направляется в священный зал для игры в мяч (teotlachco), где приносит в жертву четырех пленников. После этого в течение двух-четырех часов имперсонатор Пайнала совершает своеобразный "марафонский забег" по Теночтитлану, проходя под аркой, украшенной цветами, перьями и бумажными флажками, в сопровождении большой толпы и под звуки барабанов и труб. Время от времени он останавливался, чтобы принести в жертву очередного пленного. Сделав круг по городу, процессия возвращалась к святилищу, где, подобно Сенцонуицнауа, бежавшему к Уицилопочтли, участники ритуальной битвы (еще одной важной части праздника) бежали при приближении Весны. Таким образом, Пайнал воплощал «ужасающую скорость Уицилопочтли», которого «никто не мог схватить, никто не мог взять в плен». В финале праздника осужденные Пайналом жрецы участвовали в массовом жертвоприношении на Великой пирамиде.

Как изображено во Флорентийском кодексе, Пайнал сидит, держа в правой руке мозаичный бирюзовый щит, а в левой - знамя, заканчивающееся кремнёвым клинком. Согласно Кодексу, он одет в плащ, напоминающий сеть, из драгоценных перьев колибри, котинга и кецаля. На груди - полукруглое белое зеркало из ракушек. Его лицо испещрено горизонтальными линиями. Вокруг глаз - белые круги на черной полумаске, символизирующей звездное небо. Он также имеет облик колибри, которая на самом деле является той самой колибри, чьим голомои говорит Уицилопочтли.
118
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.