Жак Сустель (Jacques Soustel) описывает шествие Пайнала, "заместителя" Уицилопочтли, следующим образом:
На заре начиналось великое шествие Пайналя, незначительного бога-посланца, который изображал Уицилопочтли. Процессия двигалась от центра столицы к Тлателолько, оттуда — к деревням побережья, Попотлану и Чапультепеку и далее к окраинам Койоакана. Время от времени процессия останавливалась, и некоторые из жертв расставались с жизнью. Когда Пайналь, описав этот большой круг, вновь появлялся в Теночтитлане и ступал на священную огороженную территорию вокруг храма, раздавался звук раковин, и пленников одного за другим приносили в жертву на камне перед воротами храма Уицилопочтли.
Процессия описана в книге Макса Харриса "Aztecs, Moors, and Christians: festivals of reconquest in Mexico and Spain". На рассвете десятого дня месяца Панкецалистли (кульминация празднеств, посвященных Уицилопочтли) ложный жрец с "маленьким изображением" Пайнала, сделанным из теста, выходит из Хуэй Теокари и направляется в священный зал для игры в мяч (teotlachco), где приносит в жертву четырех пленников. После этого в течение двух-четырех часов имперсонатор Пайнала совершает своеобразный "марафонский забег" по Теночтитлану, проходя под аркой, украшенной цветами, перьями и бумажными флажками, в сопровождении большой толпы и под звуки барабанов и труб. Время от времени он останавливался, чтобы принести в жертву очередного пленного. Сделав круг по городу, процессия возвращалась к святилищу, где, подобно Сенцонуицнауа, бежавшему к Уицилопочтли, участники ритуальной битвы (еще одной важной части праздника) бежали при приближении Весны. Таким образом, Пайнал воплощал «ужасающую скорость Уицилопочтли», которого «никто не мог схватить, никто не мог взять в плен». В финале праздника осужденные Пайналом жрецы участвовали в массовом жертвоприношении на Великой пирамиде.
Как изображено во Флорентийском кодексе, Пайнал сидит, держа в правой руке мозаичный бирюзовый щит, а в левой - знамя, заканчивающееся кремнёвым клинком. Согласно Кодексу, он одет в плащ, напоминающий сеть, из драгоценных перьев колибри, котинга и кецаля. На груди - полукруглое белое зеркало из ракушек. Его лицо испещрено горизонтальными линиями. Вокруг глаз - белые круги на черной полумаске, символизирующей звездное небо. Он также имеет облик колибри, которая на самом деле является той самой колибри, чьим голомои говорит Уицилопочтли.