Тепегёз или Депе-Гёз (азерб. Təpəgöz, тур. Tepegöz Tübegöz, Töbököz, Töpekös, туркм. Depegöz) — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз остриё, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз». Круглое отверстие в верхней части юрты также называется Тепегёз.
Образ Тепегёза восходит к великану-людоеду Депе-Гёзу, персонажу огузского героического эпоса «Китаби-Деде Коркут». В восьмой главе эпоса под названием «Басат убивает Тепегёза» говорится о том, как пастух Сары чобан встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе как Тепегёз, из-за единственного глаза на лбу. Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше.
Сары чобан отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у отца Альп Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Альп Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом.
Эта глава, которая была опубликована в 1815 году, является первой опубликованной частью эпоса. Опубликовавший её немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц обнаружил её в рукописи эпоса «Китаби Деде Коркуд» XVI века, хранящегося в Дрезденской библиотеке, в Германии.
В мифе о Тепегёзе встречаются элементы мифа об Одиссее и Полифеме.
⭕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИФА
В 1815 году Г. Ф. фон Диц написал исследование, согласно которому гомеровский Полифем является заимствованием образа Тепегёза из огузских мифов. Современный исследователь Сирил С. Мунди из Института восточных исследований Лондонского университета находит эту работу Дица неточной и создающей ложное впечатление от эпоса, Мунди приходит к выводу, что между мифами о Полифеме и Тепегёзе нет прямой связи, однако имя «Тепегёз» возможно греческого происхождения.
Также в XIX веке казахский этнограф Ч. Ч. Валиханов, а вслед за ним русский востоковед Н. В. Остроумов писали, что в киргизско-казахских степях бытует миф об одноглазых великанах, сюжет которого в главных чертах совпадает с мифом о Полифеме в «Одиссее», в особенности со сказанием о Тепегёзе «Книги моего деда Коркута». В тюркоязычном фольклоре киклопы часто фигурируют в двух ипостасях — мужской и женской. У некоторых тюрко-монгольских народов миф о Тепегёзе поныне бытует в разных жанровых формах — сказочной и легендарной.