Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Житень, Zhytsen

Жыцень, Žycień
Житень, Zhytsen Житень, Zhytsen Житень, Zhytsen Житень, Zhytsen Житень, Zhytsen
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Белорусская мифология
Жи́тень (житный дед, белор. жыцень, жытні дзед) — в работах Павла Шпилевского дух-хозяин поля у белорусов. Его женская параллель — житная баба. Как древнебелорусский бог плодородия и осени описан (и, вероятно, придуман) фольклористом Павлом Шпилевским (Древлянским).

В работах Павла Шпилевского Житень представлен в виде маленького старичка («житний дед») с длинной бородой. Он якобы обеспечивал урожай ржи — «давал жито», собирал колосья на ржаной ниве небрежной хозяйки и переносил их на поле прилежной жнеи, способствовал хорошему вызреванию зерновых культур и овощей. Его уважали также как духа богатства и благополучия.

Особенностью Житеня является третий глаз на затылке, который нужен для лучшего выполнения задач этого мифологического персонажа.

Житень ходит по полям и следит за тем, чтобы урожай на нивах был хорошо убран. По мнению П. Шпилевского в белорусском фольклоре говорится, что, если Житень находил кинутые плохо обмолоченные колосья, собирал их в снопы и переносил на участки более аккуратных хозяев. Позже народные верования про Житеня слились с представлением про бога как изготовителя урожая. Религиозное представление про него исчезло в конце XIX — начале XX вв. С образом Житеня связан земледельческий обряд «завивание бороды».
135
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: wikipedia.org
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.