Комплекс легенд и верований белорусов. Сначала языческая, политеистичная, позже она значительно трансформировалась под влиянием христианства. По мере отхода в прошлое собственно языческих представлений, их место постепенно занимала Народная Библия — совокупность апокрифичных фольклорных рассказов, которые объясняли окружающие явления через интерпретацию сюжетов Святого Писания.
Белорусская мифология входит в общеславянскую и — соответственно — в общую индоевропейскую семью мифологий. На сегодня она изучена довольно слабо, существует дефицит объективных письменных источников. Функции и «биографии» многих богов являются предметом научных дискуссий. Как в прошлом, так и сегодня возникает много фальсификаций, которые не имеют ничего общего с истинными верованиями древних белорусов.
Белорусская мифология стала основой для целого ряда произведений Янки Купалы, Максима Богдановича, а также некоторых современных писателей («Аб багох крывіцкіх сказы» Сергея Тучи, «Семь Камней» Алексея Шеина, стихи Рыгора Бородулина).
⭕ Формирование и судьба белорусской мифологии
Основой генезиса стали верования славян, которые появились на территории Белоруссии в VI—VII вв. и постепенно вытеснили балтов. Последние, однако, оказали значительное влияние на формирование мифологии: был заимствован культ змей и др. Но языческая религия так и не успела сформироваться в единую систему. Первая религиозная реформа в Восточной Европе относится к 980 г., когда князь Владимир попытался создать единый пантеон богов. Функции богов на то время по-прежнему смешивались, одни и те же обязанности назначались нескольким богам. В отличие от греческой и скандинавской мифологии славянская (и русская в том числе) не имела времени оформиться в единую систему мифов и верований, ведь уже через 8 лет после первой религиозной реформы было принято христианство.
Но языческие верования долгое время влияли на сознание народа. Ещё долгое время отправлялись культы древних богов. Позже их функции и характеры стали приписываться христианским святым. Илья-пророк перенял обязанности громовержца Перуна, святая Параскева — функции Макоши и т. д. Низшая мифология (вера в духов, демонов) сохранилась в некоторых регионах до сегодняшних времен.