Асмодей (евр. asmedaj, греч. Ασμοδαιος) - в иудаистических легендах - демоническое существо.
Персам Асмодей был известен по меньшей мере три тысячи лет назад как Айшма-дэв (Aeshma-dev), один из духов, составляющих верховную триаду Зла. Возможно также, что его имя происходит от еврейского слова shamad - "разрушать".
Имя Асмодей заимствованно из иранской мифологии, было неизвестно в еврейском каноне Ветхого завета и появляется в иудейской Книге Товита (2 в. до н.э.). В ней рассказывается история преследования еврейской девушки Сарры Асмодеем, который последовательно умертвил семерых ее женихов в первую брачную ночь. Согласно источнику, Асмодея можно прогнать, сделав курение из рыбьего сердца и печени (рыба glanos, водящаяся в реках Ассирии, согласно "Завету Соломона"), при этом курильня должна быть из тамарискового дерева. Именно так по совету архангела Рафаила поступил благочестивый Товия. "Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел" (Тов. 3-8). Пребывание этого демона в Египте оставило след в культе змея Асмодея, которому поклонялись в некоторых районах Египта, и в честь которой был даже выстроен храм. Существовало поверье, что змей Асмодей и змий, соблазнивший Еву, - одно и то же существо.
Асмодей выступает здесь как особенный недруг одного из "божьих установлении" - брака. Этот мотив развивается в апокрифическом "Завете Авраама", восходящем к 1 в. Уже происхождение Асмодея связано с блудом между ангелами (падшими?) и "дочерьми человеческими", и сама его природа побуждает разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. "Завет Соломона" 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об Асмодее.
С легендами об Асмодее связаны и две другие линии - перенос на Асмодея в его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордость. В обеих этих линиях, в отличие от первой, Асмодей наделён амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды. Он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удаётся опоить Асмодея, связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть. Асмодей выдаёт некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, тем самым обходясь без запрещенных железных инструментов, и вообще помогает строить храм. Асмодей также передал Соломону магическую книгу, именуемую "Книгой Асмодея" (ссылки на нее встречаются в каббалистическом трактате "Зогар"). Возгордившись, Соломон предлагает Асмодею показать свою мощь и отдаёт ему свой магический перстень. Асмодей немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место. Асмодей и здесь выдаёт свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и Асмодее получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья: в славянских изводах партнёр Соломона именуется Китоврасом, в западно-европейских - Маркольфом.
Спорным является вопрос о происхождении Асмодея. По одной из версий, он родился от кровосмесительной связи Наамах и Тубал-Каина. По другой - он, наряду с другими демонами, отпрыск Адама и Лилит. В "Завете Соломона" Асмодей - потомок связи смертной женщины и ангела. Видимо, более поздняя версия, рассматривает Асмодея как одного из падших серафимов.
В средние века Асмодею уделяли пристальное внимание и маги, и такие крупные демонологи как авторы "Молота ведьм" Шпренгер и Инститорис, Ж.Боден, П.Бинсфельд. Его считали демоном вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения, князем инкубата и суккубата, пятый из десяти архидемонов в каббале. Его небесный противостоятель - Иоанн Креститель.