Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Асмодей, Asmodeus

asmedaj, Ашмедай
Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus Асмодей, Asmodeus
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Иудаистическая (Иудейская, Еврейская) мифология
Асмодей (евр. asmedaj, греч. Ασμοδαιος) - в иудаистических легендах - демоническое существо.

Персам Асмодей был известен по меньшей мере три тысячи лет назад как Айшма-дэв (Aeshma-dev), один из духов, составляющих верховную триаду Зла. Возможно также, что его имя происходит от еврейского слова shamad - "разрушать".

Имя Асмодей заимствованно из иранской мифологии, было неизвестно в еврейском каноне Ветхого завета и появляется в иудейской Книге Товита (2 в. до н.э.). В ней рассказывается история преследования еврейской девушки Сарры Асмодеем, который последовательно умертвил семерых ее женихов в первую брачную ночь. Согласно источнику, Асмодея можно прогнать, сделав курение из рыбьего сердца и печени (рыба glanos, водящаяся в реках Ассирии, согласно "Завету Соломона"), при этом курильня должна быть из тамарискового дерева. Именно так по совету архангела Рафаила поступил благочестивый Товия. "Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел" (Тов. 3-8). Пребывание этого демона в Египте оставило след в культе змея Асмодея, которому поклонялись в некоторых районах Египта, и в честь которой был даже выстроен храм. Существовало поверье, что змей Асмодей и змий, соблазнивший Еву, - одно и то же существо.

Асмодей выступает здесь как особенный недруг одного из "божьих установлении" - брака. Этот мотив развивается в апокрифическом "Завете Авраама", восходящем к 1 в. Уже происхождение Асмодея связано с блудом между ангелами (падшими?) и "дочерьми человеческими", и сама его природа побуждает разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. "Завет Соломона" 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об Асмодее.

С легендами об Асмодее связаны и две другие линии - перенос на Асмодея в его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордость. В обеих этих линиях, в отличие от первой, Асмодей наделён амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды. Он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удаётся опоить Асмодея, связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть. Асмодей выдаёт некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, тем самым обходясь без запрещенных железных инструментов, и вообще помогает строить храм. Асмодей также передал Соломону магическую книгу, именуемую "Книгой Асмодея" (ссылки на нее встречаются в каббалистическом трактате "Зогар"). Возгордившись, Соломон предлагает Асмодею показать свою мощь и отдаёт ему свой магический перстень. Асмодей немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место. Асмодей и здесь выдаёт свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и Асмодее получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья: в славянских изводах партнёр Соломона именуется Китоврасом, в западно-европейских - Маркольфом.

Спорным является вопрос о происхождении Асмодея. По одной из версий, он родился от кровосмесительной связи Наамах и Тубал-Каина. По другой - он, наряду с другими демонами, отпрыск Адама и Лилит. В "Завете Соломона" Асмодей - потомок связи смертной женщины и ангела. Видимо, более поздняя версия, рассматривает Асмодея как одного из падших серафимов.

В средние века Асмодею уделяли пристальное внимание и маги, и такие крупные демонологи как авторы "Молота ведьм" Шпренгер и Инститорис, Ж.Боден, П.Бинсфельд. Его считали демоном вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения, князем инкубата и суккубата, пятый из десяти архидемонов в каббале. Его небесный противостоятель - Иоанн Креститель.
883
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: mifolog.ru
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.