Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Брахма, Brahma

Brahmā, Брама
Брахма, Brahma Брахма, Brahma Брахма, Brahma Брахма, Brahma Брахма, Brahma Брахма, Brahma Брахма, Brahma Брахма, Brahma
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Индуистская мифология
Брахма (санскр. ब्रह्मा, IAST: Brahmā, устар. Бра́ма) - индуистское божество; изображается в облике бородатого мужчины красного цвета с 4 лицами и 8 руками держащим символические атрибуты, характеризующие его как божество. Его ездовым животным (ваханой) является лебедь. Отличительная особенность Б.- почти полное отсутствие его культа, в Индии существует лишь неск. храмов, посвященных ему, наиболее известный - в Пушкаре (шт. Раджастхан). В Ведах Б. не упоминается, но присутствует понятие «брахмана» как священной молитвенной формулы, в к-рой заключена сверхъестественная сила божественного начала, творящего мир. Впосл. в брахманах это понятие соединяется с образом бога-творца Праджапати.

В раннем индуизме Б. мыслится, подобно древнему Праджапати, родившим всю вселенную. По нек-рым версиям, его семя стало золотым яйцом (брахмандой, «яйцом Брахмы») и плавало по водам первобытного хаоса. Б. силой мысли разделил яйцо на небо и землю, между ними образовалась 3-я сфера, воздушное пространство, из к-рого развилась вселенная. Б. представлялся также духовным прародителем 6 древних патриархов, родоначальников всех существ во вселенной, включая богов, демонов и людей. В эпосе «Махабхарата» Б.- всеобщий Праотец (Питамаха), мудрый старец, глава сообщества богов, к его совету и руководству они постоянно прибегают. Он вручает каждому из них власть над определенной сферой мироздания, устанавливает порядок во вселенной и социальные институты в мире людей. Мир Б. (Брахмалока) считается наивысшим из небесных миров, и достигают его только люди исключительной святости. Б. также соотносился с Брахманом - неличным божественным началом, Абсолютом, в результате «оплотнения» или развертывания к-рого, согласно учениям древнеинд. религ. философии, возник тварный мир. Тогда же, по-видимому, сформировалось представление о том, что бытие Б. длится вечно и он переживает периодические разрушения вселенной, когда на время возвращается первобытный хаос и наступает «ночь Брахмы». Пробудившийся Б. заново творит мир.

По мере возрастания значения новых богов Вишну и Шивы Б. уступает им ряд своих важных мифологических функций: Вишну оказывается единственно вечным богом, спящим в период разрушения мира (пралайя); в конце этого периода из пупа Вишну вырастает лотос, из лотоса является Б. (носитель энергии Вишну) и приступает к новому творению. В Пуранах, поздних священных текстах, формируется триада великих богов, в к-рой Б. несет функцию сотворения мира, Вишну - сохранения и поддержания его, Шива - разрушения.
202
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: Я. В. Васильков
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.