Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Саси-Перере, Saci

Saci Pererê, Саси, Са Перейра, Саси Тапере
Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci Саси-Перере, Saci
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Бразильская мифология
Саси, или Саси-Перере — это мифологическое существо, о котором рассказывают легенды жители центральной и южной Бразилии. Саси — маленький мальчик с одной ногой, который носит красную волшебную шапку и любит курить трубку. Согласно легенде, он все время озорничает: то задувает огонь у людей, то пугает их скот, так что тот разбегается во все стороны, или же наводит страх на путников в укромных местах далеко от дороги.

Саси, возможно, является самым популярным персонажем бразильского фольклора. Он чернокожий или мулат с дырами в ладонях. Красная волшебная шляпа позволяет этому сорванцу мгновенно исчезать и появляться в любом месте. Часто его появление сопровождается песчаным вихрем. Его считают надоедливым озорником в большей части Бразилии. В иных же уголках его описывают как потенциально опасное и злое существо. Но, не смотря на это, он обязан исполнить желание того, кто сумеет поймать его или украсть у него его волшебную шляпу. Говорят, что его шляпа обладает отвратительным запахом. Люди, которые рассказывают, будто им удалось завладеть этой чудесной шляпой, добавляют, что так и не смогли отмыться от этого ужасного запаха.

Существует несколько вариантов мифа, где Саси выступает в разных обличиях и под разными именами. Люди рассказывают легенды о Саси-Перере, черном, как уголь (это наиболее известный вариант), о Саси-Трике, мулате, более добродушном персонаже, и о Саси-Сачура, озорнике с красными глазами.

Будучи невыносимым озорником, Саси все же не причиняет значительного вреда, зато мелких выходок его не счесть. Он может спрятать детские игрушки, увести животных с фермы, дразнить собак, проклинать и портить куриные яйца, так, что после этого цыплята из них не вылупляются. На кухне он может просыпать соль, пролить молоко или сделать его кислым, накидать мух в суп. Если кукурузные зерна во время жарки не превращаются в попкорн, люди говорят, что виной тому проклятье Саси. Он может затупить швейные иглы, спрятать наперстки у швеи, запутать нитки. Если он найдет гвоздь, лежащий на земле, он обязательно повернет его шляпкой вниз, так, чтоб острие торчало. Проще говоря, все, что идет не так в доме или за его пределами, может объясняться проделками Саси.

Кроме того, что он может исчезать или становиться невидимым (иногда остается видна лишь его красная волшебная шляпа или огонек в курительной трубке), Саси может превращаться в Матитапере, или Матита Перейра, неуловимую птицу, чья меланхоличная песнь льется будто из неоткуда.

От преследования Саси можно оторваться, если пересечь ручей или реку — Саси не осмелится последовать за человеком через водное препятствие, так как иначе потеряет все свои волшебные способности. Есть еще один способ остановить Саси. Нужно бросить ему веревки с узлами. Тогда Саси вынужден будет остановиться и развязать все узлы. Можно успокоить Саси, оставив позади себя немного ликера из сахарного тростника или табак для его курительной трубки.

Саси любит жонглировать угольками или иными мелкими предметами и упускать их, роняя сквозь дыры в ладонях. Это очень подвижный паренек. Отсутствие одной ноги ничуть не мешает ему скакать на лошади верхом без седла и сидеть, будто скрестив ноги, во время курения трубки.

Причина появления любого песчаного вихря объясняется танцем невидимого Саси, который быстро вращается вокруг своей оси. В такой момент можно поймать этого озорника, бросив внутрь песчаного вихря четки, сделанные из освещенных по одной бусин, или накрыв его ситом. Очень осторожно пойманного Саси можно поместить в бутылку из темного стекла и закупорить ее пробкой с нарисованным крестом. Кроме того, подчинить себе Саси можно, украв его шляпу, которая является источником его волшебных способностей. В зависимости от обращения хозяина с Саси, последний, получив свободу, может стать верным хранителем и другом для бывшего хозяина или же лютым врагом.

Некоторые предполагают, что миф о Саси зародился в Европе тринадцатого века и что прототипом Саси было мифическое одноногое существо монопод. Однако, вероятнее всего, этот миф уходит своими корнями в мифологию тупи-гуарани. Среди этих индейцев был распространен миф об одноногом ребенке с огненно-рыжими волосами, который мог околдовать своим ужасно громким криком людей и нарушить тишину леса. Он был созданием ночи, звали его Яси-Ятере, где яси на языке тупи означает «луна».

Этого мифического персонажа позаимствовали и несколько видоизменили африканские рабы в восемнадцатом столетии, которых в большом количестве завозили в Бразилию. Рабы на фермах рассказывали истории о Саси, чтобы развлекать или запугивать детишек, чернокожих и белокожих. В их рассказах Саси стал чернокожим, его огненно-рыжие волосы превратились в красную шляпу, и сам он, подобно тем африканским старикам, что рассказывали истории о нем, стал курить трубку, сделанную из тростника и глины. Имя его изменилось и появилось несколько форм его, таких как Саси Тапере, Са Перейра, Саси Перере.

Возможно, вдохновением для появления красной шляпы Саси был фригийский колпак. Такие колпаки одно время носили португальские крестьяне. В образе Саси-Перере можно увидеть и некоторые элементы христианской культуры: он сбегает при виде креста, оставляя после себя жуткий запах, подобно Дьяволу в христианском фольклоре.

Идея заключения сверхъестественного существа в бутылке и получения от него даров в виде исполнения желаний в обмен на обретение свободы имеет очевидную параллель с историей об Аладдине из арабских сказок тысячи и одной ночи. Возможно, это не просто совпадение, так как многие рабы были мусульманами, которым были известны арабские сказки. Кроме того, оккупация части Португалии (в основном, на юге) мусульманскими маврами в период с 711 по 1249 годы может также быть причиной распространения там и позднее в Бразилии данного мотива, который вплелся в миф о Саси.
330
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: fandom.com
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.