Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Баларама, Balarama

बलराम, Haladhara, Halayudha, Baladeva, Balabhadra, Sankarshana
Баларама, Balarama Баларама, Balarama Баларама, Balarama Баларама, Balarama Баларама, Balarama Баларама, Balarama Баларама, Balarama Баларама, Balarama
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Индийская мифология
Балара́ма (санскр. बलराम; IAST: Balarāma) — в индийской мифологии старший брат Кришны, почитаемый часто как воплощение самого Вишну. Оба они сыновья Васудевы и Деваки, но перед самым рождением Баларама был перенесён каким-то чудом в чрево другой супруги Васудевы — Рохини, благодаря чему избежал смерти, так как тиран Камса, напуганный какими-то предсказаниями оракула, приказал умерщвлять всех сыновей Деваки. В противоположность брату, имевшему более 16 тыс. жён, имел только одну супругу, Ревати. Имел страсть к вину.

Герой древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и Пуран. «Бхагавата-пурана» описывает Кришну, как изначальную форму Бога и источника всех аватар и проявлений, и самым первым божественным воплощением Кришны она объявляет Балараму, из которого потом появляются все остальные аватары Бога.

В вайшнавизме Балараму почитают как воплощение божественного змея Ананта-шеши, на кольцах которого в космическом океане возлежит Вишну. В гаудия-вайшнавском богословии из трёх трансцендентных элементов, описанных на санскрите как сат, чит и ананда (вечность, знание и блаженство), Баларама олицетворяет аспекты вечности и знания. Соответственно ему поклоняются как изначальному духовному учителю «ади-гуру». В гаудия-вайшнавизме также особо почитают Нитьянанду, который рассматривается как аватара Баларамы.

Многочисленные синонимы и прозвища Баларамы имеют в виду:

• его силу — «баля»: Баладева, Балядева, Балярама, Балабхадра, Балядгадра;
• его оружие — сошник («галя», «хала»): Галяюдга, Халаюдха, Галя; Галабхрит («носитель сошника»);
• его чудесное рождение — Санкархана, то есть «разрывающий лоно своей матери»;
• его страсть к вину — «мадгу»: Приямадгу и т. д.

Изображается всегда белым (Кришна — чёрным), с сошником в одной руке, и знаменем («двая») с изображением пальмовой ветки («таля») в другой, откуда произошёл часто употребляемый его эпитет Талядвая.

⭕ Внешность

Балараму почти всегда изображают со светлой кожей, в противоположность его брату Кришне, которого обычно показывают с кожей тёмно-синего или чёрного цвета. Орудиями Баларамы являются плуг и булава. Описывается, что Баларама носит голубые одежды и гирлянду из лесных цветов. Его волосы завязаны пучком на макушке, в его ушах — серьги, а на руках — браслеты. Также говорится, что Баларама обладает огромной физической силой (бала на санскрите означает «сила»).

⭕ Жизнеописание

Согласно Пуранам, Баларама родился более 5000 лет назад как сын Васудевы и Деваки. Демоническому брату Деваки — царю Камсе, предсказали, что он погибнет от руки восьмого сына своей сестры. Опасаясь за свою жизнь и полагая, что смерть может принести любой из детей Деваки, Камса заключил её вместе с Васудевой в тюрьму и методично убивал одного за другим новорождённых младенцев. Таким образом погибли первые шесть детей Деваки.

Когда Деваки забеременела в седьмой раз, ещё не рождённый младенец чудесным образом, с помощью мистической энергии Кришны йога-майи, был перенесён из чрева Деваки в чрево другой жены Васудевы — Рохини. Новорождённому младенцу дали имя «Рама», но из-за большой силы, которую он проявил впоследствии, его назвали «Баларама», что означает «сильный Рама».

Баларама провёл всё своё детство как мальчик-пастушок коров и телят, играя и совершая различные сверхчеловеческие деяния вместе со своим братом Кришной и другими пастушками. Позднее он женился на Ревати, дочери царя Какудми — правителя провинций Кусастхали и Анарта.

В «Бхагавата-пуране» описывается, что однажды Нанда пригласил жреца-брахмана своей семьи Гаргамуни к себе домой, чтобы он дал имена новорождённым Кришне и Балараме. Когда Гаргамуни прибыл в дом Нанды, тот радушно принял его и попросил провести обряд. Гаргамуни тогда напомнил Нанде о том, что Камса усиленно занимался поисками сына Деваки и если совершить роскошный обряд и празднество, подобающее в таких случаях, то Камса наверняка заметит это и может догадаться о том, что Кришна и есть бесследно исчезнувший восьмой сын Деваки. Тогда Нанда попросил Гаргамуни провести церемонию в глубокой тайне, что тот и сделал. Объясняя имя, данное Балараме, Гаргамуни сказал следующее:

Этот ребёнок, сын Рохини, всегда будет радовать родственников и друзей Своими духовными качествами. Поэтому Его будут звать Рамой. А поскольку Он будет проявлять необычайную физическую силу, Его будут звать Балой. Кроме того, поскольку Он соединяет семью Васудевы с твоей семьёй, Он будет носить имя Санкаршаны.
В «Махабхарате» описывается, что Баларама обучил искусству сражения с булавой как Дурьодхану Кауравов, так и Бхиму Пандавов. Когда между Пандавами и Кауравами разразилась война, Баларама осудил Кришну за поддержку только одной стороны — Пандавов. Сам Баларама, не желая принимать чью-либо сторону в конфликте, на сорок два дня удалился в паломничество по тиртхам («Шальяпарва», IX книга «Махабхараты», «Сказание о паломничестве в места священных омовений»). Вернувшись, Баларама застаёт готовящуюся схватку на палицах Бхимасены с Дурьодханой. Он собирается с удовольствием лицезреть поединок двух его учеников-богатырей; от исхода поединка зависит судьба державы Кауравов. Хитрый Кришна, видя, что Бхимасена в честном бою не может одолеть Дурьодхану (тот усердно тренировался на протяжении тринадцати лет и получил от своей матери, что всю супружескую жизнь ходила с повязкой на глазах, благословение медитативным взглядом, сделавшее всё его тело неуязвимым, исключая бёдра, из-за его похотливой природы), подсказывает Бхиме через его брата Арджуну запрещённый приём — удар «ниже пупа». Дурьодхана повержен (у него раздроблены бёдра), а Баларама в гневе занёс свой страшный плуг над Бхимасеной, но Кришна удержал брата. Кришна попытался оправдать Бхиму его клятвой отомстить Дурьодхане за оскорбление жены Пандавов Драупади, а также исполнением проклятия мудреца Майтреи. Услышав противные закону рассуждения Кришны, Рама покинул собрание («Шальяпрва», «Сказание о битве на палицах»).

В «Бхагавата-пуране» описывается, как после того, как Баларама принял участие в Битве на Курукшетре, в результате которой погибла династия Яду, и после того, как он стал свидетелем ухода Кришны, он сел медитировать и ушёл из этого мира в медитативном трансе. В некоторых историях описывается, как в этот момент огромный белый змей вылетел изо рта Баларамы. Это рассматривается как указание на личность Баларамы как Ананта Шеши.

⭕ Роль Баларамы

В гаудия-вайшнавизме Балараму почитают как одну из ипостасей Бога и поклоняются ему наравне с Кришной. Практически во всех своих воплощениях Баларама является как старший или младший брат Кришны и выполняет роль его слуги, друга и помощника. В Рама-лиле, Баларама служил Рамачандре как его младший брат Лакшмана, а в настоящую эпоху Кали-югу Баларама явился более 500 лет назад в Бенгалии как Нитьянанда и оказывал всяческую поддержку Чайтанье Махапрабху в его миссии распространения движения санкиртаны — публичного воспевания имён Бога в виде мантры «Харе Кришна».

Основной отличительной чертой Баларамы является цвет кожи — Кришна имеет кожу тёмного цвета, а Баларама — светлого, Кришна также выступает как Создатель или Творец, в то время как Баларама является силой и энергией Творца, но им обоим поклоняются как различным ипостасям Бога.
48
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: wikipedia.org
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.