Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты Бестиарий, существа, мифология, мифы и легенды, арты

Мари луид, Mari Lwyd

Мари луид, Mari Lwyd Мари луид, Mari Lwyd Мари луид, Mari Lwyd Мари луид, Mari Lwyd Мари луид, Mari Lwyd Мари луид, Mari Lwyd Мари луид, Mari Lwyd Мари луид, Mari Lwyd Мари луид, Mari Lwyd Мари луид, Mari Lwyd
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Валлийская мифология
Британские острова, в остальном исключительно богатые преданиями о разнообразных сверхъестественных существах, не могут похвастаться новогодними демонами. В некоторых обычаях видны только остатки былых традиций. Исключение составляет Уэльс, где сохранился один любопытный обычай. Теперь он довольно мирный и весёлый, но его жутковатые черты продолжают различимо проглядывать сквозь все усилия по его приручению. Этот обычай называется Мари Луид или «Серая кляча».

Да и в остальном Уэльсу есть чем похвастаться. Святки традиционно считаются разгулом демонической своры собак Кун Аннун, встреча с которой предвещает неминуемую смерть. Но Кун Аннун могут появляться и во время других больших праздников. Мари Луид же исключительно зимний обычай, но он не связан с Рождеством. Он больше похож на новогодний ритуал, а если быть точным, на проводы старого года, который ходит по домам и собирает дань. Мари Луид мог длиться очень долго, почти весь январь. Каждый, к кому приходила Серая кляча, откупался от неё, дабы могла прийти весна, с которой обычно и было связано ощущение наступающего нового года в традиционных древних календарях. У Мари Луид есть черты, роднящие обычай и с верованиями, согласно которым в конце года людей посещают их мёртвые предки.

Образ старого, умершего года Мари Луид отражала в полной мере. Это был череп лошади, посаженный на палку. Белая простыня полностью закрывала изображающего «Серую клячу», с черепа свисали многочисленные пёстрые ленточки, в глаза ему вставляли пуговицы, вместо ушей крепили рабочие рукавицы, а к челюсти приделывали простое устройство, чтобы управляющий лошадью мог этой челюстью клацать. Некоторые набивали череп сеном и насаживали не на палку, а на вилы, что позволяло Кляче крутить головой. Обычно Мари Луид изображал один и тот же "специально обученный" человек, и под его управлением эта зомби-кляча была как живая.

Начиная с XVII века считалось, что Мари Луид — это каким-то образом лик Девы Марии, но почему Дева Мария изображается при помощи конского черепа, было непонятно. Скорее всего, слово Mari здесь однокоренное с английским mare — "кобыла". Это одна из родственниц демонических кобылиц фольклора Британских островов и в частности Найтмар — воплощения ночного кошмара.

Но вернёмся к самому обычаю. Как уже говорилось, Серая кляча ходит по домам. Что же она делает? Ходит она не одна. Её сопровождает обычно пять-шесть человек, переодетых в разнообразных персонажей. Вся эта весёлая компания, шумя и иногда играя на музыкальных инструментах, ходит от дома к дому, чтобы обнаружить, что все дома заперты. Задача компании — попасть в дом.

Когда группа подходит к дому, начинается основная часть ритуала. Группа во главе с зомби-лошадкой просит разрешения спеть песню. Когда им дают такое разрешение, они жалобно поют о том, как им тяжело жить, как на улице зябко и противно, и просят пустить в дом, накормить их пирогами и напоить элем. Задача хозяина не пустить в дом эту подозрительную свору. Поэтому в ответ он тоже жалуется на то, что год был плохим и у него нет ничего, чтобы поделиться с пришедшими. Хозяин должен отвечать обязательно в стихах. Но эта часть обычая — ритуальная. И просители и хозяин обычно знают свои традиционные тексты. А вот затем начинается произвольная часть, от которой зависит отведают ли гости хозяйского эля. Начиналась поэтическая битва между хозяином дома и лидером группы. В ход шло всё: загадки, колкости, даже оскорбления, но обязательно в рифму. Обычно всё приводило к взаимному удовлетворению соревнующихся. Не каждый хозяин мог импровизировать в стихах долго, а некоторые не могли вообще, а вот лидер группы как раз подбирался из тех, кто мог быстро и остро ответить и за рифмованным словом в карман не лез. Хозяева в итоге сдавались и пускали лошадь в дом. В дом требовалось не зайти, а вбежать, как будто за тобою гонятся все демоны ада, а сама лошадь начинала гоняться, щёлкая челюстью, за домашними, пока её не успокаивал лидер группы. После этого группу кормили, поили и давали денег. Но иногда хозяин всё-таки побеждал и тогда побеждённые должны были отправляться восвояси. Но так случалось редко. Исследователи XIX века жаловались, что обычай Мари Луид вымирает и деградировал до того, что иногда при победе хозяина группа может банально вломиться силой и чуть ли не ограбить дом. Подобное поведение может быть таким же древним, как и сам обычай. Всё-таки Мари Луид — это не совсем невинная традиция. В дом приходят не просто ряженые люди. Они олицетворяют грозные демонические силы, которые могут взять свою дань силой.‌‌‌‌ ‌‌ ‌‌ ‌ ‌‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌‌‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌‌‌ ‌‌‌‌ ‌‌ ‌

Обычай Мари Луид чуть не прекратил свое существование в XX веке, но в последнее время он снова возрождается и набирает в Уэльсе популярность. Стенания фольклористов о потере их традиционных песен и традиции стихотворных перебранок оказались несколько преувеличенными. Так что Мари Луид ещё выпьет не одну пинту валлийского эля.
856
Не проходите мимо, подписывайтесь.
Источник текста: vk.com
Фото и картинки взяты из интернета, некоторые изображения сгенерированы при помощи нейросетей.