Британские острова, в остальном исключительно богатые преданиями о разнообразных сверхъестественных существах, не могут похвастаться новогодними демонами. В некоторых обычаях видны только остатки былых традиций. Исключение составляет Уэльс, где сохранился один любопытный обычай. Теперь он довольно мирный и весёлый, но его жутковатые черты продолжают различимо проглядывать сквозь все усилия по его приручению. Этот обычай называется Мари Луид или «Серая кляча».
Да и в остальном Уэльсу есть чем похвастаться. Святки традиционно считаются разгулом демонической своры собак Кун Аннун, встреча с которой предвещает неминуемую смерть. Но Кун Аннун могут появляться и во время других больших праздников. Мари Луид же исключительно зимний обычай, но он не связан с Рождеством. Он больше похож на новогодний ритуал, а если быть точным, на проводы старого года, который ходит по домам и собирает дань. Мари Луид мог длиться очень долго, почти весь январь. Каждый, к кому приходила Серая кляча, откупался от неё, дабы могла прийти весна, с которой обычно и было связано ощущение наступающего нового года в традиционных древних календарях. У Мари Луид есть черты, роднящие обычай и с верованиями, согласно которым в конце года людей посещают их мёртвые предки.
Образ старого, умершего года Мари Луид отражала в полной мере. Это был череп лошади, посаженный на палку. Белая простыня полностью закрывала изображающего «Серую клячу», с черепа свисали многочисленные пёстрые ленточки, в глаза ему вставляли пуговицы, вместо ушей крепили рабочие рукавицы, а к челюсти приделывали простое устройство, чтобы управляющий лошадью мог этой челюстью клацать. Некоторые набивали череп сеном и насаживали не на палку, а на вилы, что позволяло Кляче крутить головой. Обычно Мари Луид изображал один и тот же "специально обученный" человек, и под его управлением эта зомби-кляча была как живая.
Начиная с XVII века считалось, что Мари Луид — это каким-то образом лик Девы Марии, но почему Дева Мария изображается при помощи конского черепа, было непонятно. Скорее всего, слово Mari здесь однокоренное с английским mare — "кобыла". Это одна из родственниц демонических кобылиц фольклора Британских островов и в частности Найтмар — воплощения ночного кошмара.
Но вернёмся к самому обычаю. Как уже говорилось, Серая кляча ходит по домам. Что же она делает? Ходит она не одна. Её сопровождает обычно пять-шесть человек, переодетых в разнообразных персонажей. Вся эта весёлая компания, шумя и иногда играя на музыкальных инструментах, ходит от дома к дому, чтобы обнаружить, что все дома заперты. Задача компании — попасть в дом.
Когда группа подходит к дому, начинается основная часть ритуала. Группа во главе с зомби-лошадкой просит разрешения спеть песню. Когда им дают такое разрешение, они жалобно поют о том, как им тяжело жить, как на улице зябко и противно, и просят пустить в дом, накормить их пирогами и напоить элем. Задача хозяина не пустить в дом эту подозрительную свору. Поэтому в ответ он тоже жалуется на то, что год был плохим и у него нет ничего, чтобы поделиться с пришедшими. Хозяин должен отвечать обязательно в стихах. Но эта часть обычая — ритуальная. И просители и хозяин обычно знают свои традиционные тексты. А вот затем начинается произвольная часть, от которой зависит отведают ли гости хозяйского эля. Начиналась поэтическая битва между хозяином дома и лидером группы. В ход шло всё: загадки, колкости, даже оскорбления, но обязательно в рифму. Обычно всё приводило к взаимному удовлетворению соревнующихся. Не каждый хозяин мог импровизировать в стихах долго, а некоторые не могли вообще, а вот лидер группы как раз подбирался из тех, кто мог быстро и остро ответить и за рифмованным словом в карман не лез. Хозяева в итоге сдавались и пускали лошадь в дом. В дом требовалось не зайти, а вбежать, как будто за тобою гонятся все демоны ада, а сама лошадь начинала гоняться, щёлкая челюстью, за домашними, пока её не успокаивал лидер группы. После этого группу кормили, поили и давали денег. Но иногда хозяин всё-таки побеждал и тогда побеждённые должны были отправляться восвояси. Но так случалось редко. Исследователи XIX века жаловались, что обычай Мари Луид вымирает и деградировал до того, что иногда при победе хозяина группа может банально вломиться силой и чуть ли не ограбить дом. Подобное поведение может быть таким же древним, как и сам обычай. Всё-таки Мари Луид — это не совсем невинная традиция. В дом приходят не просто ряженые люди. Они олицетворяют грозные демонические силы, которые могут взять свою дань силой.
Обычай Мари Луид чуть не прекратил свое существование в XX веке, но в последнее время он снова возрождается и набирает в Уэльсе популярность. Стенания фольклористов о потере их традиционных песен и традиции стихотворных перебранок оказались несколько преувеличенными. Так что Мари Луид ещё выпьет не одну пинту валлийского эля.