Пиаса дословно переводится с языка оджибве как "карликовое существо".
Паяса - легендарное существо из фольклора североамериканских индейцев иллиноев (алгонкинская языковая семья), вероятно, локальный вид рогатой водяной пумы.
До XVII века на территории современных штатов Иллинойс, Айова, Миссури, Арканзас и Висконсин существовала конфедерация алгонкинских племен пеория, каскаския, кахокия, мичигамея и тамароа. Как и многие другие алгонкинские племена, иллинои почитали речного монстра в виде большой подводной кошки с рогами на голове.
Легенда гласит, что это существо появлялось раз в году: в первый день осени на заходе солнца. Ее видели скользящей над рекой в поисках зимовья. И все было хорошо до тех пор, пока однажды Пиаса не попробовала человеческой плоти. После того целые деревни были разрушены этим монстром и страх распространился по всему племени Иллини. Вождь Оуатога, слава о котором докатилась даже до Великих озер, вышел за границы своего племени и в одиночестве блуждал под Луной, моля Великого Духа о защите своего народа от Пиасы.
И вот однажды ночью Великий Дух пришел к Оуатога во сне и повелел ему выбрать 20 воинов, вооружить каждого луком с отравленными стрелами и скрыть их в назначенном месте. А один воин должен был стоять в открытом поле в качестве жертвы-приманки для Пиасы. Когда утром вождь проснулся, то созвал племя и рассказал свой план. Быстро были отобраны лучшие воина, а в поле стал сам Оуатога. Стоя на виду у всех, он вскоре увидел Пиасу, сидящую на утесе и высматривающую себе добычу. Оуатога начал петь песню воина, идущего на смерть. Пиаса поднялась в воздух и бросилась на него. Но как только она ринулась на вождя, из засады с луками выскочили воины племени и туча отравленных стрел стала на пути монстра. Смертельно раненая Пиаса страшно заревела, ее крик эхом прокатился по реке... И чудовище издохло. Оуатога остался цел, а племя выжило.
В память об этом событии индейцы на скале нарисовали изображение Пиасы. Проплывая на каноэ мимо скалы, на которой она была изображена, индейцы стреляли в изображение огненными стрелами, а позже палили из ружей.
Первым европейцем, который с познакомился с Пиасой, был французский иезуит, первопроходец и исследователь Северной Америки Жак Маркетт. Вот как он описал это знакомство в своем дневнике: "Пока мы огибали скалы, высотой и протяженностью вызывающие благоговение, мы увидели на одной из них двух нарисованных чудищ, которые сначала напугали нас и на которых даже самые храбрые дикари не осмеливаются надолго остановить свой взгляд. Чудища размером с теленка, на голове оленьи рога, вид ужасный, красные глаза, борода, как у тигра, лицо напоминает человечье, тело покрыто чешуей, а хвост такой длинный, что закручивается вокруг тела, проходит над головой и, завернувшись между ног, оканчивается рыбьим хвостом. Зеленый, красный и черный — вот какие цвета составляли рисунок".
В этой записи речь идет о наскальном изображении, которое было расположено на берегу реки Миссисипи (чуть выше по течению места впадения в нее Миссури) в округе Джерси вблизи современного города Элса в штате Иллинойс. До прихода европейцев в том районе было большое поселение индейцев, называвшееся Кахокия. Это было крупнейшее поселение в Северной Америке к северу от Мексики. На пике своего развития (XIII век) — это и приблизительное время создания изображения Пиасы — численность населения этого города оценивалась в 40 000 человек.
Европейские путешественники, плававшие по Миссисипи, неоднократно описывали это изображение Пиасы. И на многих старинных картах это место указано особо. Однако до наших дней этот рисунок не сохранился. Его попытались восстановить на основе старинных описаний и литографий в нескольких километрах к юго-востоку от первоначального местонахождения. И восстановили. Но с добавлением крыльев и повернув головой в другую сторону.