Для средневекового человека бестиарии (от лат. bestia — «зверь») были своеобразными энциклопедиями: листая их, он мог увидеть, как выглядят различные животные, узнать об их происхождении, повадках, среде обитания и месте в иерархии живых существ. Тем не менее эти книги не претендуют на научность — звери, изображенные в них, представляют собой аллегории, разъясняющие текст Священного Писания. В связи с этим существует три типа средневековых бестиариев, предназначенных для разной публики: бестиарии (в т.ч. и книги о птицах), написанные для монахов, для ученых людей (на латинском языке) и для простых мирян (на национальных языках).
«Орнитологический» бестиарий.
Например, известен средневековый бестиарий о птицах, написанный и проиллюстрированный в XII в. Гюго де Фоилуа для своих собратьев, монахов из аббатства Святого Августина. Изображения в этой рукописи были стилизованы и дополнены комментариями — подписями в стихотворной форме, помогающими растолковать Библию. Так, голубка, с которой начинается рукопись, обозначает созерцание, свойственное монаху, и его мысли о духовном. Ей противопоставляется сокол, символ активной жизни феодала.
Звери, как символы морали.
Средневековый бестиарий, как правило, был составлен из разделов: домашние животные, дикие, маленькие, птицы или рептилии. И к каждому животному помимо кратких пояснений зоологического характера добавляли пространные библейские цитаты.
Таким образом, изображения зверей также объясняли священный текст, помогали изучать тайны веры и напоминали о некоторых нормах морали. Одно из основных животных, фигурирующих в бестиариях, — царственный лев, символизирующий приход Христа на Землю, его страдания и воскресение. Часто изображался пеликан, по легенде вскармливающий детенышей собственной кровью, что выражало идею жертвенности. На страницах бестиариев можно встретить и единорога, припавшего к лону прекрасной девы и обозначающего чистоту и целомудренность.
Энциклопедия существ из «окраинных миров».
Интересно, что изображения фантастических животных считались такими же достоверными, как и изображения реальных. Почему так происходило? Исследователь М. Камилль считает, что зачастую авторы не выдумывали монстров, но описывали создания, которые, по их мнению, вполне могли бы существовать где-то на краю мира, к примеру по соседству с великанами и людьми о собачьих головах. Действительно, для человека того времени мир был не только огромен, но и полностью неизведан. Кто знал, что могло существовать на его окраинах?
Геральдика - (лат. ars heraldica), средневековая эмблематическая система, характеризующаяся своеобразными обычаями оформления и употребления личных и общностных знаков, прежде всего - гербов (лат. arma - оружие или доспехи; польск. herb от нем. Еrbе - наследство),а также устойчивым единством репрезентативной, идентификационной и декоративной функции этих знаков.