Мифология индейцев Южной Америки объединяет в себе легенды нескольких десятков народностей. В индейской мифологии почти нет мифов о создании мира. Иногда упоминается о том, как были созданы земля и небо (у индейцев кечуа), или только земля (у мосетене), или вообще мир (у вайка). Чаще встречается представление о мироздании как о внезапной перемене, перестройке, когда явления переходили в свою противоположность. Например, в мифах тоба небо и земля находились не на своих местах, а потом поменялись и стала земля внизу, а над ней – небо. Появлению современного мира предшествует космическая катастрофа, уничтожающая более древнюю эпоху, более древний мир.
Мифы о таких катастрофах распространены повсеместно в Южной Америке. Это или пожар, или потоп, реже – наступление холодов, тьмы, о нашествии чудищ. Перед смертью мира на людей набрасывались предметы, которые вдруг оживали, свирепели домашние животные, камни и деревья.
Сцены этих мифов изображались на вазах и других предметах утвари. Мифы о сменяющих друг друга эпохах и мирах в Америке не представляют идею регресса, хотя некоторые племена упоминают о былом изобилии и благоденствии. Причина катастроф в одних случаях не упоминается, в других это просто случайность, например из-под корней дерева начинает литься вода и вызывает потоп, в третьих это воля высших мистических существ. Бывают сюжеты, связанные с гневом богов на людей, которые не выполняли данные им предписания и не соблюдали правила морали. Есть также сходства с Библией, к примеру герои выпускали одно животное за другим на разведку, и последнее из них выясняло, что земля уже пригодна для жизни, это часто была птица. У других племен люди бросали с дерева в воду семена и плоды, чтобы узнать, насколько она спала. Птицы также бросали комочки земли в воду, из которых образовывалась суша. Катастрофа в мифах Южной Америки может быть локальной, при истреблении одного рода, деревни. Мифы о происхождении человека тоже очень интересны. Предки современных индейцев связаны с культурными героями, например Карускайбе у мундуруку, либо предки появляются самопроизвольно.
Люди появляются у индейцев с неба, или из подземного мира, или из ствола дерева. Культурный герой освобождает людей – пробивает отверстие в стволе, убивает мещающее выходу чудовище. Люди спускаются в новый мир по веревке или лозе, по цепочке стрел или по растущему до небес дереву. У многих племен индейцев Южной Америки существуют мифы о верховном божестве. Иногда это бог-старое солнце, у которого есть новое солнце-сын. Обычна ассоциация с птицей, божество чаще мужского пола, но встречаются и женские персонажи. Во многих легендах богиня дарит плодородие земель (у земледельческих племен), или приплод скоту (у охотников-собирателей).
Мифология индейских племен Южной Америки своеобразна и не похожа на подобные истории других народов, в мифах часто происходят мистические вещи, смерти, можно прочесть о безнаказанности врагов и жестокости судьбы.