Шотландская мифология - это собрание мифов, которые возникали на протяжении всей истории Шотландии, иногда разрабатывались последовательными поколениями, а иногда отвергались и заменялись другими пояснительными нарративами.
Мифы и легенды Шотландии имеют «местный колорит», поскольку они рассказывают об образе жизни в былые времена, помимо того, что они дают представление о природе страны в разные времена года. Считалось, что Бейра, королева зимы, прочно удерживала страну, вызывая штормы в январе и феврале, предотвращая появление зелени. Ее считали жесткой и жестокой старухой, которая вызывала смертоносные спиралевидные действия Корриврекана, принося снег, а также потоки, приводящие к разливу рек. Ей приписывали даже создание озер и гор.
Шотландская мифология не похожа на греческие и римские мифы, поскольку имеет дело с различными аспектами природы. В этом контексте самой могущественной и страшной богиней, олицетворяющей зиму, является Бейра, которая правит зимой на протяжении всей ее продолжительности. На Белтайне она с готовностью уступает Бригид, которая пользуется властью до Самайна. Этот миф сродни популярному мифу майя и касается женской силы в «творении и цикле года». Однако Дональд Маккензи в своей книге «Шотландские чудеса сказок из мифов и легенд» утверждает, что богини шотландских мифов не прославляются, в отличие от богинь мира Древней Греции.
Реки в Шотландии считались местами обитания богинь с их характеристикой, обозначающей природу реки, например, реку Форт называли «глухой или беззвучной рекой» из-за ее бесшумного течения, а реку Клайд называли «рекой - очищающая река», поскольку она вызывала очищение и очищение, несла «грязь и глину» во время паводков.
В кельтских богинь были авторитетными и были связаны с женской плодовитости, как связанные с женской божественности и землей. В старину земля и национальные общества Селтикс были связаны с телом богини (также называемой «племенной богиней»), и ее представительницей на земле была королева. Еще одним «амбивалентным» персонажем в шотландских мифах была «ведьма», богиня, гэльский Кайлих и великанша, божественное существо, которое вредно. Карга также считается «целительницей» и помогает во время родов, она божественна и, как говорят, имеет «долгую родословную и невероятное долголетие». Она также известна как «одновременно творец и разрушитель, нежная и жестокая, мать и воспитательница».
Одна легенда шотландского происхождения, или псевдоисторическое повествование об основании шотландского народа, появляется в адаптированной форме в «Латинской жизни святого Катроу Мецкого» X века. Он рассказывает, что поселенцы из греческой Малой Азии плавал по морям и прибыл в Cruachan Feli «гора Ирландии», вероятно, для Cruachan ELI (Кро Патрик, Co. Mayo), хорошо известное место в Hiberno-латинской агиографии, поскольку Tírechán с Collectanea. Когда они бродили по Ирландии, от Клонмакнойза, Армы и Килдэра до Корка и, наконец, до Бангора, они постоянно вели войну с пиктанеями. Через некоторое время они пересекли Ирландское море, чтобы вторгнуться в Каледонию к северу от римской Британии, последовательно захватив Иону, города Ригмхонат и Беллатор. Последним местам вторит появление Cinnrígmonaid и Cinnbelathoir в Хрониках королей Альбы. Затем завоеванная территория была названа Шотландия в честь Скоты, египетской жены спартанского полководца Нела или Ниула, а Святой Патрик обратил людей в христианство.