Арабская мифология — совокупность мифологических представлений, верований и культов жителей домусульманской Аравии. Была распространена примерно в I тыс. до н. э. — нач. VII века н. э., после чего оказалась полностью вытеснена мусульманской мифологией.
Мифология доисламской Аравии включала арабский политеизм, мифологию древнесемитской религии (предшествовавшей авраамическим религиям, которые сформировались у древних семитоязычных народов), элементы христианской, еврейской и иранской мифологий и религий, включая зороастризм, митраизм и манихейство.
Арабский политеизм был основан на почитании божеств и духов, в том числе бога Хубала и богинь Аллат, Аль-Узза и Манат, в местных святынях и храмах. Божества почитались и вызывались с помощью различных ритуалов, включая паломничества и гадания, а также ритуальные жертвоприношения. Многие описания доисламских божеств восходят к идолам, в том числе размещённых возле Каабы, где, по некоторым оценкам, их насчитывалось до 360.
Другие религии были представлены в арабской мифологии в меньшей степени. Так, влияние соседних римлян и аксумитов привело к появлению христианских общин на северо-западе, северо-востоке и юге Аравии. За исключением несторианства на северо-востоке и побережье Персидского залива, доминирующей формой христианства было миафизитство. Со времён Римской империи Аравийский полуостров был местом еврейской миграции, что привело к появлению диаспоры и распространению еврейской мифологии. Кроме того, влияние Сасанидской империи привело к присутствию на полуострове иранских религий Зороастризм существовал на востоке и юге, есть свидетельства присутствия манихейства или, возможно, маздакизма в Мекке.
⭕ Общие сведения
Мифологические представления жителей домусульманской Аравии были неоднородны. Кроме того, в государствах (Саба, Маин) и оазисах они были развиты лучше, чем у кочевых племён пустыни.
Арабские племена, населявшие север Аравии, вступали в контакты с оседлыми жителями Сирии и Палестины, принимали их язык и культуру. Из-за этого их верования смешивались с западносемитской мифологией.
Важную роль в арабской мифологии, в особенности у кочевников, играло почитание Луны и Венеры. Солнце представало в качестве грозного и опасного божества.
У всех племён было своё верховное божество. Также ему часто приписывалась функция подателя дождя. Важной особенностью верховных божеств в арабской мифологии было то, что их имена зачастую считались запретными и заменялись прозвищем. Со временем такое прозвище могло стать настоящим именем божества.
Другой особенностью древнеарабской мифологии было слияние разных божеств, которое происходило при переселениях или объединениях племён.
Для почитания богов отводилась специальная территория, которая называлась бетэль. Бетэль считался одновременно и жилищем, и воплощением божества, которому он был посвящён. Физически он представлял собой конический или пирамидальный камень, либо скалу или дерево. Иногда вокруг такого святилища возводилось специальное здание кубической формы — кааба. Например, бетэль бога Хубала располагался в Мекке, богом-покровителем которой он являлся. Вокруг этого бетэля находились идолы других арабских божеств. Сейчас на его месте стоит Кааба, главная святыня мусульман. Уже в то время к Каабе, как и к некоторым другим священным местам, совершалось паломничество (хадж). Корни данного паломничества уходят в общее прошлое семитских народов и находят параллели, в частности, среди евреев, требовавших у древних египтян отпустить их в пустыню для совершения хаджа.
Среди арабов того времени также имелась традиция хранить дома скульптуры языческих божеств в качестве оберегов.